Понятие сетевой маркетинг появилось приблизительно в 1940-ых годах в США, когда торговлей занимались так называемые «северные коробейники», продавая инструменты, лошадей, продукты, и были прародителями владельцев первых универсальных магазинов.
За историю своего существования такого рода бизнес получил множество названий: устный маркетинг, разговорный маркетинг передача информации от человека к человеку, интерактивное распространение, маркетинг отношений и т.п. В 1950—1970-ые годы, благодаря усилиям компаний, которые первыми попробовали внедрить опыт прямых продаж, положение сетевого маркетинга прочно укрепилось, он получил репутацию одного из наиболее эффективных методов распространения продукции. Первыми в индустрии сетевого бизнеса появились такие компании, как Shaklee (1956), Amway (1959), Mary Kay (1962), National Safety Associates (1970). Некоторые из них успешно функционируют на рынке и в наши дни.
Сетевой маркетинг не имеет ничего общего с нелегальными пирамидами, незаконными финансовыми цепочками и другими способами обмана клиентов. Он построен на передаче информации о реальном предлагаемом товаре и установлении прочных деловых отношений, а не просто на совершении покупки единственный раз с целью обмана покупателей.
Основой сетевого маркетинга являются двусторонние отношения между фирмой – производителем и продавцом на взаимовыгодных условиях. Консультант находится в независимом финансовом положении, создавая свой собственный бизнес и разветвленную сеть распространителей. Для наибольшей эффективности и увеличения продаж дистрибьюторы привлекают в свою организацию новых энергичных и инициативных людей, обучают их, мотивируют, руководят торговым процессом и получают от их деятельности стабильный доход. В свою очередь компания-производитель товара поощряет рост сети, предоставляя организатору бонусы и дополнительные скидки за повышение объема продаж.
Сетевой маркетинг подходит для каждого человека, желающего увеличить свои доходы, добиться успеха и финансовой независимости, тем более стать дистрибьютором компании можно без внесения начального капитала, используя лишь свое стремление и желание работать, покоряя вершины нового бизнеса.