Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с НИУ-ВШЭ и экспертным советом при правительстве РФ представляет результаты исследования, посвященного безопасности дорожного движения, включающего в себя мнение населения, автомобилистов и сотрудников ГИБДД.Ключевым фактором нарушения правил дорожного движения, с точки зрения россиян, является низкий уровень культуры участников дорожного движения независимо от их социального статуса (47%). 20% полагают, что дело в недостаточно жестких санкциях за нарушение правил дорожного движения, 18% - в его неэффективной организации. В 11% случаев респонденты указывают на наличие привилегий у отдельных водителей.Большинство опрошенных автомобилистов свидетельствуют о наличии привилегированных групп участников дорожного движения, и в первую очередь это представители силовых ведомств (37%), депутаты и их помощники (35%), а также бизнес-элиты (29%). Две трети опрошенных автомобилистов (65%) отмечают, что потенциального нарушителя правил дорожного движения можно отличить по внешним признакам, среди которых в первую очередь упоминается обладание особыми номерами (77%), тонированные стекла (72%). По мнению водителей, наличие привилегированных номеров дает больше прав и возможностей на дороге (58%). Три четверти автомобилистов склонны думать, что наличие неформальных привилегий - причина высокой смертности на дорогах (75%). Результаты опроса автомобилистов подтвердились и в ходе интервью с сотрудниками ГИБДД, которые отметили, что существуют серии номерных знаков, свидетельствующих о бессмысленности остановки такого транспортного средства: санкции к водителю применены не будут, а инспектор получит серьезные неприятности - это снижает мотивацию сотрудников ГИБДД к эффективному исполнению своих обязанностей. Кроме того, участвовавшие в исследовании сотрудники ГИБДД также отметили, что лица, приобретающие ведомственные номера по неформальным каналам, уверены в своей безнаказанности и неприкосновенности. И именно данная категория водителей создает особые проблемы для участников дорожного движения.По оценкам сотрудников ГИБДД, принявших участие в исследовании, доля автомобилистов, претендующих на уклонение от ответственности за нарушение правил дорожного движения, в Москве составляет от 20 до 40%, причем речь идет и о тех водителях, которые при нарушении правил уверены в поддержке со стороны знакомых. В регионах доля автовладельцев, претендующих на получение привилегий, оценивается в 2 - 10%. Автомобилисты, которые в свою очередь оценивают примерное количество привилегированных водителей по внешним признакам, дают примерно такие цифры (на 1000 участников дорожного движения): 1 - 2 водителя - 16%, от 2 до 4 водителей - 23%, от 4 до 10 - 20%, от 10 до 20 - 19%, от 20 до 100 - 17%.Что касается стратегии поведения автомобилистов в случае обнаружения потенциального нарушителя правил дорожного движения, то большинство опрошенных водителей признаются, что стараются на всякий случай дистанцироваться, избежать какого-либо взаимодействия с потенциальными нарушителями (68%). Но при этом 12% автомобилистов, способных распознать нарушителя правил, ведут себя более агрессивно, стараясь показать, что на дороге все равны: не уступают дорогу, не дают перестроиться, создавая тем самым угрозу дорожно-транспортных происшествий.Меры, направленные на обеспечение неотвратимости наказания за нарушение правил дорожного движения, большинство автомобилистов считают эффективными: ужесточение наказания за повторные нарушения - 84%, видеонаблюдение и использование системы ГЛОНАСС - 86%, установка на ведомственных машинах видеорегистраторов и фиксаторов скорости - 84%, фиксация правонарушения на основании авторегистраторов частных лиц - 80%.Что касается конкретных инициатив по обеспечению безопасности на дорогах, то и у населения, и у автомобилистов, и у сотрудников ГИБДД сложился определенный консенсус в данном вопросе. В частности, за отмену серийных номеров выступают 84% россиян, 50% автомобилистов, и эту же меру в числе прочих поддерживают сотрудники ГИБДД. Большинство россиян также поддерживают многократное увеличение штрафов за нарушение правил движения (68%) и увеличение штрафов применительно к нарушителям, обладающим повышенными доходами (66%). С ними солидарны и водители: две трети автомобилистов также выступают за многократное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения (66%), а более половины - за внедрение дифференцированного подхода к назначению штрафных санкций (54%).Кстати
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Онлайн-опрос автомобилистов проведен среди 1100 водителей, проживающих в 10 городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону.
Интервью с сотрудниками ГИБДД проведены среди 50 сотрудников ГИБДД в 5 городах: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Онлайн-опрос автомобилистов проведен среди 1100 водителей, проживающих в 10 городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону.
Интервью с сотрудниками ГИБДД проведены среди 50 сотрудников ГИБДД в 5 городах: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.