Итак, зима вступила в свои права. Машина, надеюсь, подготовлена? В смысле наличия на всех колесах зимней резины, свежего моторного масла в картере с соответствующей вязкостью, надежного термостата и утепленного салона. Тогда поехали! Но каждый по-своему. Те, у кого классические «Жигули» и «Москвичи», ездят зимой не так, как обладатели переднеприводных «Самар», «десяток», «окушек» и «Таврий». И совсем особняком ведут себя полноприводные машины. «Субару» нам не по карману, а вот «Нива», та еще, дошевролейная, - особый случай.
Что ж, начнем с классики. Задний привод тем и замечателен, что не позволяет водителю расслабиться на скользкой дороге. Шутка ли, при резком торможении или слишком быстром входе в поворот задний мост норовит обогнать передок! Я, еще будучи начинающим водителем, испытал на себе все острые ощущения от закрутившейся волчком машины. В какую сумму мне обошлись последствия, лучше не вспоминать... Общее правило при управлении классикой простое: прежде чем нажать на тормоз, перейдите на понижающую передачу. То есть с четвертой - на третью или сразу вторую, с третьей - на вторую или первую. И до последнего момента не выжимайте сцепление - торможение двигателем на скользкой дороге эффективнее и более предсказуемо. При входе в поворот сначала сбавьте скорость, перейдя на понижающую передачу, при необходимости плавно нажмите тормоз и так же плавно поверните руль. Как только почувствуете, что машина вас слушается, плавно же прибавьте газ, и мотор вытолкнет машину на прямую траекторию. Кстати, подобным же образом надо проходить поворот на переднеприводной машине, с той лишь разницей, что газовать можно активнее: на выходе из поворота такая машина уже не пойдет в занос.
Еще одна особенность классики при движении по скользкой дороге - нестабильность прямолинейной траектории. То есть машина все время норовит рыскнуть вправо или влево. Это вызвано прежде всего пробуксовкой задних, то есть ведущих, колес. Средство от этого простое: при разгоне надо переходить на повышающие передачи раньше, так, чтобы машина шла чуть-чуть внатяг, на грани возможностей мотора. Если летом нормальные «Жигули» идут со скоростью 30 км/час на второй передаче, то зимой мотор вытянет машину даже на четвертой. Разумеется, на гололеде. На асфальте придется включить третью.
Отдельная тема - проходимость. Классические машины имеют тенденцию либо зарываться задним мостом по ступицу, либо буксовать на гололеде. Первое не лечится почти ничем. Разве что дорогими импортными шипованными шинами. А вот во втором случае может помочь смекалка. Я как-то не мог сдвинуть свою «шестерку», шлифовавшую лед. Как на грех, рядом не было ни души. Я поступил просто: заблокировал руль встроенным противоугонным устройством, вышел из машины и вытолкал ее сантиметров на двадцать-тридцать вперед (впрочем, можно и назад, как удобнее). А там уже был утрамбованный снежок, с которого моя машина пошла сама. Кстати, такой же трюк уместен и в случае переднеприводной машины.
И напоследок общий совет: возите в багажнике мешочек с песком на случай пробуксовки в безлюдной местности.
А советы для тех, кто ездит на переднем приводе, - в следующем материале.
Дядя ВАСЯ.