Отбывать срок дома, но с электронным браслетом

Двадцать три осужденных к ограничению свободы в Татарстане вместо отсидки на зоне носят сейчас на ноге электронный браслет, фиксирующий все их перемещения в пространстве. Еще 26 осужденных находятся под контролем стационарных приборов.

news_top_970_100
Автор фото: http://miyadzaky-club.narod.ru

Таким образом инспекторы УФСИН республики имеют возможность наблюдать за всеми телодвижениями осужденных в онлайн-режиме на мониторах служебных компьютеров.

Как на практике действует система электронного слежения, журналистам продемонстрировали в ходе пресс-конференции в Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по РТ, посвященной перспективам развития альтернативных видов наказания. На вопросы представителей СМИ ответили замначальника Рафаиль Давлеев и начальник Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН по РТ Рамай Бариев.

Кто в постели не ворочается, того накажем

Фразу «наблюдать за всеми телодвижениями» следует понимать в прямом смысле. То есть если «зэка-вольняшка» даже просто вздохнул во сне и повернулся на другой бок в своей постели – это тоже фиксируется на мониторе у дежурного инспектора. Плохо дело, если осужденный не вертится и экран «молчит», не получая сигнала с браслета. Человек не может не двигаться. Значит, он убежал! Тут впору срочно отправлять наряд полиции на поиски беглеца, рискнувшего сбросить электронные оковы. Кто знает, куда он собрался? Может, опять «чистить» ближайший пивной ларек?

В ноябре минувшего года 19-летний житель Набережных Челнов стал одним из первых осужденных к ограничению свободы в Татарстане, которому надели электронный браслет. Он же оказался первым, кто попытался избавиться от электронного контролера, за что вновь предстал перед судом и отправился отбывать уже не виртуальный, а реальный срок – с нарами и казенной похлебкой на обед.

Горсуд осудил парня к двум годам ограничения свободы и обязал его три раза в месяц являться на регистрацию в инспекцию. Кроме того, осужденному велели не покидать квартиру с 23 до 6 часов, не посещать увеселительные заведения, реализующие спиртные напитки и пиво, не выезжать за пределы города, не изменять места жительства и работы без согласования с уголовно-исполнительной инспекцией и так далее. Осужденного под роспись ознакомили с правилами эксплуатации браслета. Контрольный гаджет на молодого человека надели 20 декабря. Но уже через два дня на пульт оператора поступил сигнал о его снятии. Устройство слежения сотрудники обнаружили у осужденного дома. Сам же «подучетный» отправился по делам без электронного контролера. Уголовно-исполнительная инспекция обратилась в суд с ходатайством о замене условного наказания реальным.

В итоге Набережночелнинский горсуд вынес решение заменить осужденному наказание в виде ограничения свободы на реальное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

А в баню с браслетом можно?

- Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) состоит из стационарного устройства, напоминающего телефон, мобильного устройства, предназначенного для ношения с собой осужденным. Основная часть устройства – электронный браслет, который надевается на ногу осужденного. Сигналы от СЭМПЛ поступают на компьютер оператора, куда занесены данные на осужденных, здесь же отображается карта Татарстана и место, где находится подконтрольный, - пояснил старший инспектор филиала по Вахитовскому району ФКУ УИИ УФСИН России по РТ Сергей Сажин. – По внешнему виду браслет напоминает большие пластмассовые часы.

Действие комплекта напоминает принцип работы домашнего радиотелефона. Базовый приборчик стоит в квартире, а браслет связан с ним дистанционно. Для слежки за «вольными зека» задействована серьезная спутниковая система – ГЛОНАСС.

- Можно ли с этим браслетом перемещаться по городам Татарстана? - спросили специалиста.

- Нет, ограничение свободы подразумевает нахождение в границах муниципального образования по месту жительства. Осужденный может выехать за пределы, например, Казани, только по решению суда – после обоснованного заявления осужденного о причинах временного выезда, - ответил он. - Причем режим дня прописывается в решении суда.

Сажин продемонстрировал на мониторе компьютера точку, которая медленно передвигалась по одной из улиц Набережных Челнов.

- Это обычный маршрут осужденного, - пояснил инспектор. – Мы изучили путь нашего подопечного: так он едет из дома на работу и обратно.

- Какие нарушения наиболее часты?

- К критическим и серьезным нарушениям осужденного относится потеря связи с нашим сервером. Если точка на мониторе – подконтрольное лицо, долгое время не двигается, на пульт поступает сигнал. Человек по своей природе не может не двигаться. Даже во сне его ноги и руки непроизвольно совершают незначительные движения.

- А в баню с браслетом можно идти?

- Да, устройство герметично и не промокает. Но рекомендуется нахождение в воде и при высоких температурах не более 20 минут.

Альтернатива тюрьме

Большая часть приговоров по уголовным делам сейчас предусматривает альтернативные меры наказания. Сегодня более 70% судебных решений выносится в пользу мер, не связанных с лишением свободы. Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций России проходит более 1 млн таких осужденных, в Татарстане их около 30 тысяч. За ними следит единая уголовно-исполнительная инспекция со статусом федерального казенного учреждения (ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан), имеющая 51 филиал в районах республики.

Кстати. По данным инспекции, за четыре месяца этого года  прошло 18087 осужденных без изоляции от общества, в том числе 532 несовершеннолетних. Сейчас в РТ на учете в УИИ состоит 119 осужденных к ограничению свободы. В отношении 49 из них применяются электронные устройства слежения - 23 носят электронные браслеты, 26 находятся под контролем стационарных приборов. При помощи тех и других контрольных устройств выявлено 35 нарушений, допущенных осужденными. Троим из них наказание заменено на лишение свободы, 32 вынесено предупреждения о замене наказания более строгим видом.


news_right_column_240_400