На сегодняшний день в Татарстане действуют 60 многофункциональных центров (МФЦ). С каждым годом их количество только увеличивается, так как есть спрос. Начиная с 2015 года в офисы МФЦ в республике оказали порядка 36 млн услуг, из которых более 1,8 млн было выполнено в этом году.
Все эти годы формат предоставления государственных услуг только совершенствуется. Несмотря на то, что многофункциональные центры — это площадки для очного обращения, им отводится немалая роль в перспективном развитии цифрового государства.
О нововведениях, которые были внедрены в МФЦ республики d последнее время, рассказала директор МФЦ в Татарстане Ленара Музафарова.
Услуги по экстерриториальному принципу
Самое главное нововведение года в МФЦ — это то, что теперь все муниципальные услуги по Татарстану предоставляются по экстерриториальному принципу.
Например, если раньше житель Казани хотел подать уведомление о начале строительства дома, который располагается в Пестречинском районе, то ему нужно было ехать в исполком района. Сейчас же эта возможность есть в любом ближайшем офисе МФЦ.
За архивными документами, справками и выписками теперь тоже не обязательно ехать из Лениногорска в Агрыз и наоборот. Заказать их можно через многофункциональные центры.
Упростить процедуру получения муниципальных услуг стало возможным благодаря организации и развитию системы электронного документооборота между исполкомами и МФЦ.
В настоящее время из 69 услуг, предоставляемых МФЦ, 42 переведены в экстерриториальный формат. Некоторые услуги пока нельзя перевести из-за законодательства.
Наиболее востребованные услуги связаны со строительством и выделением земельных участков. Кроме того, популярностью пользуются услуги по присвоению, изменению и аннулированию адресов, предоставлению земельных участков в собственность бесплатно, уведомлению об окончании строительства объектов ИЖС и садовых домов, а также утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Бесплатный перевод бумажных документов в электронный
Если у заявителя нет возможности отправить документы в электронном виде на сайт Госуслуги РФ, то можно обратиться в МФЦ и создать бесплатно дубликаты необходимых бумажных документов.
Согласно постановлению Правительства РФ, в перечень подлежащих переводу входят 19 документов.Специалист МФЦ переведет бумажные документы в электронный вид и подтвердит их подлинность цифровой подписью. Затем они будут направлены в личный кабинет заявителя на портале Госуслуг РФ после обработки в программном комплексе АИС МФЦ.
Если нужен, наоборот, перевод электронного документа из личного кабинета на Госуслугах РФ в бумажный, МФЦ создаст юридически равнозначную бумажную копию бесплатно. Для этого специалист направит запрос на получение файла электронного документа в информационную систему, а после получения его распечатает и заверит.
Секторы пользовательского сопровождения
В офисах МФЦ Татарстана создали специальные рабочие места для посетителей, где установлены персональные компьютеры и офисная техника. Эти устройства позволяют самостоятельно получать услуги в электронном виде через Единый портал госуслуг РФ, официальные сайты государственных органов, а также сканировать документы или распечатывать готовые. Эта услуга предоставляется в рамках цифрового консультирования граждан.
Например, в секторе пользовательского сопровождения можно зарегистрировать ребенка, оплатить налоги, заказать справку о судимости, зарегистрировать автомобиль или подтвердить учетную запись ЕСИА.
Для посещения секторов пользовательского сопровождения не нужно записываться заранее. Вы можете прийти в любое время в рабочее время офиса. Консультанты МФЦ окажут помощь в работе с порталами при получении электронных услуг.
Подтверждение личности для получения Карты болельщика
В конце прошло года в МФЦ Татарстана появилась новая услуга — подтверждение личности для получения Карты болельщика (Fun ID). Для посещения игр это карта необходима.
Существует несколько вариантов оформления карты, но в любом случае требуется зарегистрироваться на госуслугах и подтвердить личность.
Один из самых распространенных способов — подача заявления через портал Госуслуги РФ. Нужно выбрать категорию обладателя карты (взрослые или дети до 14 лет), предоставить персональные данные и загрузить фотографию.
После получения уведомления с приглашением в офис МФЦ на прохождения процедуры подтверждения личности с документом, карта станет доступна в личном кабинете Госуслуг.
Для оформления карты на детей младше 14 лет теперь можно использовать автоматическую систему, если родитель заполнил данные на Госуслугах.
Отказ от сбора и хранения биометрических данных
Начиная с 1 июня граждане могут отказаться от сбора и хранения своих биометрических данных через МФЦ. Биометрические данные уникальны для каждого человека и могут использоваться для установления личности.
В соответствии с законом, принятым в конце прошлого года, только государство может собирать, хранить и обрабатывать биометрические персональные данные россиян с помощью Единой биометрической системы (ЕБС). Однако любой человек может запретить обработку своих данных или разрешить использование своего лица и голоса.
Отказ можно оформить в МФЦ, подав заявление в бумажном виде и имея при себе паспорт. Несовершеннолетние и недееспособные граждане должны подавать заявление через своих законных представителей. Заявление должно быть подписано гражданином лично.
Информация о заявлении будет передана оператору ЕБС в течение одного рабочего дня. Отказ не является основанием для отказа в государственных или муниципальных услугах и не влияет на использование заграничного биометрического паспорта.
С момента введения этой услуги в МФЦ Татарстана было подано около 400 заявлений об отказе от сбора и хранения биометрических данных. Если гражданин передумал, то отказ можно отозвать, подав заявление в МФЦ.