«Казанскими ведомостями» был объявлен конкурс «Мгновенья Великой Победы». Нам хотелось зафиксировать моменты уходящей эпохи, дать возможность ветеранам, которых с каждым годом становится все меньше и меньше, вспомнить свою молодость.
Редакция была несколько удивлена обилием присланных писем. По долгу службы мне приходится читать все. Попадались среди них интересные, очень интересные, малоинтересные и (что скрывать) совсем не интересные. Но было в них нечто общее, что я для себя долго пытался и не мог определить. Помог случай.
Из деревни приехала родственница и в разговоре мимоходом упомянула, что от моего родного деда со стороны матери остались какие-то записи, мемуары. Я вспомнил, что и дед со стороны отца тоже что-то писал в стол о своей жизни. Первый всю войну прочертил карты в штабе, видел и общался с Жуковым и другими прославленными маршалами. Второй, что называется, пешком прошагал от Москвы до Кенигсберга помощником пулеметчика, попадал в окружения, был ранен. Однако и у того и у другого появилась потребность запечатлеть на бумаге то, что им пришлось пережить.
И я понял, что присланные в редакцию письма были написаны ветеранами совсем не ради участия в конкурсе, а потому, что этот опыт им представляется важным, важным как сама Победа над фашизмом. Точнее - для них это и есть часть Победы, без их участия в войне ее бы не было. Конкурс оказался только внешним толчком, формальным поводом. Не будь его, рано или поздно эти факты, так или иначе, оказались бы на бумаге.
В этом видно совсем другое отношение к жизни у людей того поколения. Я называю его соучастием. Объясню... Часто, разговаривая с самыми различными людьми, я слышал о тех событиях, очевидцами которых им довелось быть (вплоть до того, с кем они вместе учились).
Деды не то. Никто из них никогда не был очевидцем, они всегда были непосредственными участниками событий (во всяком случае, ощущают себя таковыми). Это именно они победили фашизм, строили Магнитку и Днепрогэс, осваивали целину. И не случайно до сих пор именно они являются самой активной частью населения, с которой вынуждены считаться (и которую даже побаиваются) предержащие власти.
Вспомним недавние митинги против монетизации, волной прокатившиеся от Архангельска до Владивостока. Честное слово, я в первый раз видел власти такими растерянными и испуганными. И кто, какой богатырь их напугал?! Разгневанный призрак пролетариата?! Экстремистские национал-большевики?! Возмущенные развалом армии военные?! Голодные медики и педагоги?! Нет! Их напугали немощные больные люди, старики и старухи, у которых уже не осталось сил физических, зато есть желание действовать. Не знаю, как вам, а мне лично было стыдно. Да, стыдно, потому что они оказались единственными...
А если бы вышли все униженные и оскорбленные?!
Те, кто мог стать участником, но предпочел быть очевидцем событий?!
Говорят, что внуки через голову отцов обращаются к опыту дедов. Дай Бог.