- Не все так просто, - улыбается Ольга, - в руки нужно взять ножницы, зажечь свечку. Кусочек кожи над огнем слегка коробится и принимает форму лепестка. А держать его нужно пинцетом, чтобы не обжечься. И смириться с тем, что натуральная кожа пахнет, когда ее «поджариваешь» на огне.
Заготовки готовы. И лепесток к лепестку, смазав их клеем, Ольга собирает розочку. Пара цветков, насаженных на булавку, - и готово женское украшение на кофточку, или колье, или заколка в волосы.
Давно уже художница от «розочек-мимозочек» перешла к панно. Одна из первых работ - «Жар-птица». У павлина роскошный хвост - кроме кожи в композиции использована блестящая бумага. И как все тонко вырезано! Эта тонкость поражает во всех работах Черкасовой.
Вот «Городская улица XIX века». Окошечки в домах с частыми переплетами рам, спицы у кареты, сбруя у лошади... Вот «Банька». Листочки у веников как настоящие. Они то свисают, будто разбухнув от воды, то пристают к спинам парящихся людей. Эти изюминки-детальки во всех миниатюрах Ольги. Жанровые картинки примерно 20x30 см. Но как же на них много действующих лиц! На крестьянском дворе и куры с петухом, и гуси, и хозяева, пилящие дрова. Городские пейзажи - именно пейзажи. Вот знойные южные белые города Италии, освещенные палящим солнцем. А вот наш прохладный Булак. О котах Черкасовой надо говорить особо.
- Они у меня самые раскупаемые, - замечает Ольга Аркадьевна. - А картины с видами городов пользуются особым спросом. Их увозят даже за границу. Туда ведь нельзя вывозить настоящие произведения искусства, а старая кожа пока под запрет не попадает.
На мой взгляд, картины из кожи не только красочны, но и монохромны, и от этого, наверное, более психологичны. В одной из работ художница использовала всего два цвета - серый и черный. Светло-серая дорога, серые дома - черный зонтик и отражение на мокром асфальте фигуры идущей под зонтом женщины. Все плоско. Никаких выпуклостей. Но сколько мыслей рождает эта работа! Дождь, одинокая женщина - куда она спешит в непогоду?!
«Две руки». Прямоугольники из кожи напоминают обшлаг мужского пиджака и рукав женского костюма. Сжатая в кулак мужская рука и нервные женские пальцы - из более светлой кожи. Поссорились, разошлись? Кусочки кожи смогли выразить душевную драму - потерю любви.
Рядом лица. Тонкая смятая умелой рукой кожа - и перед нами старик в ушанке, шкипер на реке и мадам в пенсне...
Чаще всего выставки Ольги Черкасовой проходят на антресолях в КГУ. Но последняя состоялась в галерее «Эрмитаж» в кремле. Новые работы-коллажи. И опять из всего того, что многие из нас давно бы выбросили.
Вот форточка из ее старого дома. Она же - рама для размещенных внутри старой пластинки (еще патефонной), двух накомодных слоников, старого фото, денег и... много чего еще, что было знаковым для ее семьи.
А вот школьная тема: миниатюрная доска.
- Ее мне брат помог сделать, - говорит Ольга Аркадьевна.
Там даже есть желобок с мелом. На доске и пионерский галстук, и кружевной воротничок, который мы пришивали каждую неделю к коричневому школьному платью.
Как нельзя спутать русскую частушку с японским хокку, так и картины Черкасовой настолько уникальны и оригинальны, что их не спутаешь ни с какими другими работами.