Сразу вспомнились его замечательные фильмы - «Вертикаль» с незабываемыми песнями Высоцкого и детектив «Десять негритят». Он сделал героями наших дней «детей капитана Гранта». И конечно же, всеми любимый фильм «Место встречи изменить нельзя», где Высоцкий в роли следователя Жеглова озвучил на всю страну: «Вор должен сидеть в тюрьме». Мы по праву можем считать его своим земляком, ведь Станислав Сергеевич - выпускник Казанского университета, закончил геологический факультет. Его однокурсники вспоминали и рассказали о нем нашей газете два года назад, когда ему исполнилось 80 лет. Теперь, вспоминая о нем, они говорят: «Был...»
Абрек Абдрахманович Сабитов рассказал, что недавно они собирались по поводу 60-летия окончания геофака и конечно же не могли не вспомнить самого известного на всю страну его выпускника - режиссера Говорухина. «А пришло нас на встречу всего шесть человек. Вот, например, Эдика Рахматуллина полгода назад похоронили».
Кто же приходил, кроме Сабитова, на встречу в честь 60-летия окончания геофака?
Владимир Михайлович Матросов: «Как узнал про смерть Говорухина? Позвонил приятель с филфака. Я не ожидал, что Слава уйдет, хотя слышал, что он болеет. На вид крепкий был, я видел, как он выступал. На встречу с однокурсниками я не ходил: плохо себя чувствовал».
Не был на встрече и Владимир Владимирович Власов. Но слово об ушедшем сказал: «Славка был хороший парень. Все концерты наши придумывал и вел сам».
А Георгий Степанович Попов на этой встрече был, сказали мне те, кому я звонила. Только для нас он Герман, уточнили друзья. «Получается, нам чуть больше повезло, раз мы живы, - в ответ на мой вопрос, каким он помнит своего однокурсника, сказал Герман Попов. - Мы остались геологами, а он выбрал другую стезю. А может, она его выбрала? Слава был солидарен с нами в том, что приватизация прошла варварски. А в том, что сейчас снова стало больше стабильности, наверное, есть и его заслуга, ведь он рядом с Президентом бывает, общается с ним. Очень жалко, что ушел. Но сделать успел очень много, как говорится, жизнь прожил не зря. И карьера у него самая удачная - в хорошем смысле этого слова. Мы с ним пересекались, когда играли в баскетбол за курс. Это было два раза, хотя баскетболистом он не был, но был спортсменом - занимался альпинизмом. А еще нас с ним объединяет любовь к шахматам. Что интересно, и я, и он в своей жизни садились за шахматную доску со знаменитыми гроссмейстерами: он - с Карповым, а мне повезло сыграть с Талем».
Ольга Владимировна Корчагина тоже была на той встрече, посвященной 60-летию окончания геофака. «Мы его вспоминали, - рассказала она. - Он хороший человек и талантлив был во всем. И в драмкружок мы с ним вместе ходили, и все наши вечера он режиссировал, и художником оказался хорошим. Как-то приезжал вместе с Иосифом Кобзоном и сделал выставку своих картин. Жизнь его не баловала, всего добился сам. Отец был репрессирован, мама одна тянула двоих детей. Да и после жизнь больно ударяла - умер сын, состоявшийся журналист, после ранения в Чечне, умерла жена Юнона. Но он всегда, как и в юности, оставлял свои невзгоды только внутри, оставаясь всегда внешне подтянутым, творческим человеком с активной жизненной позицией».
Владимиру Ванифадиевичу Югину тоже есть что сказать о своем знаменитом однокурснике: «Когда я приехал в командировку в город Горький в 1988 году, то начальник Средне-Волжской экспедиции геолог Рем Давыдович Борисов вспоминал, как после университета к нему был направлен в партию Слава Говорухин: «Мы бурили скважины, а у него, заметил, не было к этому интереса, сидит бренчит на гитаре. А потом он обратился ко мне с просьбой отпустить его, говорил, что тянет его к себе сцена, а в голове кружатся разные сценарии. Я его и попросил устроить нам День геолога. Он так организовал этот праздник, что мы до сих пор забыть не можем. И конечно, я его отпустил. Он вернулся в Казань, где начал работать заэкранным диктором на телевидении».
А в 2004 году мы его ждали в НКЦ, предварительно согласовав его приезд на юбилей татарстанской геологоразведки. Легко дозвонились до него, но он извинился и сказал, что на это время у него назначена экспедиция с Артуром Чилингаровым в
Антарктиду. И я как геолог, конечно же, понял его. Ведь я бы тоже выбрал Антарктиду. На память о нем у меня есть его книга, которую он подписал».
Книгу с дарственной надписью Говорухина как самую дорогую реликвию хранит и Венера Басыровна Шамсутдинова. Здоровье не позволило ей прийти на встречу однокурсников, где о том, о ком она тайно вздыхала в юности, говорили еще как о живом. «Уходят наши однокурсники...» - грустно заметила Венера Басыровна.