Папа, мама, сыновья - музыкальная семья

Кто не знает Мусу Маликова, которого в 90-х называли татарским Робертино Лоретти? Зато многие не в курсе, что в семье Маликовых поют и папа, и мама, а теперь и младший брат Мусы Гайса. «Но сейчас семейный ансамбль выступает редко: Муса учится в Германии», - рассказывает «Казанским ведомостям» мама Гузель, которая в этом году стала «женщиной года».

news_top_970_100

Как поженились, так и спелись

- Этот год для нашей семьи богат на радостные события, - продолжает она. - Самое важное - 30-летие совместной жизни и творческой деятельности с моим мужем Рустамом. Мы поженились, когда я окончила музыкальное училище, а он - консерваторию. Сейчас муж вокалист оперно-камерного отдела Татарской госфилармонии имени Тукая. Поет татарскую, русскую и зарубежную классику. Все отмечают его удивительно красивый и мощный лирико-драматический тенор. Он научился играть на башкирском инструменте курае. С концертами объездил почти всю страну, не-
однократно гастролировал за рубежом. Когда же наш заслуженный артист Башкортостана и народный артист Татарстана бывает дома, то квартира превращается в концертную площадку. Как только он позавтракает, сразу распевается! Кругом - живой звук!

Мама Гузель совмещает преподавание вокала в Казанской академии культуры и искусств с руководством хором ветеранов войны и труда «Дуслык» в КЦ «Сайдаш». А поет она везде и всегда! Кроме татарских любит русские, турецкие, крымско-татарские песни.

Саксофон заменил вокал

- Старший сын Муса - певец и музыкант от бога, - говорит хозяйка музыкальной семьи. - Никогда не забуду, как мы возвращались со свадьбы из башкирской деревни: неожиданно двухлетний Муса запел татарскую песню, которую только что услышал! В три года он уже вышел на сцену и сам себе аккомпанировал на маленькой гармошке, в четыре - запросто спел с Ильгамом Шакировым. В пять - он дипломант Всероссийского конкурса татарской песни, чуть позже - лауреат Республиканского конкурса гармонистов.

Имея абсолютный слух, Муса без труда поступил в специальную музыкальную школу при консерватории по классу скрипки и учился у талантливого музыканта Рустема Абязова, который сейчас руководит прославленным коллективом La Primavera. Благодаря стараниям педагога уже в 6 лет Муса исполнял концерт Вивальди для скрипки с оркестром. Природные данные были феноменальные, но их нужно было постоянно развивать.

«Маликов-младший покоряет слушателей добротой и не по годам мудрым юмором. Он самобытен и национален, исполняемые им песни проникнуты лирикой», - читаю на виниловой пластинке 1992 года, которую украшает фото семейного ансамбля Рустама, Гузель и Мусы Маликовых. А называется пластинка, конечно, «Эссэламегалэйкем!» Именно таким, говоря современным сленгом, был хит юного дарования. Многие слушатели, забывая имя исполнителя, так его и называли - Эссэламегалэйкем!

Слава о юном даровании дошла до Москвы. Муса получил Гран-при популярного в 90-е годы конкурса «Утренняя звезда». Кстати, готовясь к выступлениям на Первом канале, он начал сочинять песни.

- В этом году Мусе исполняется 25 лет, и у него 25 своих песен, - продолжает мама. - Их поют Венера Ганеева, Зиля Сунгатуллина, Рафаэль Сахабиев и другие звезды татарской эстрады. Песни отличаются интересным синтезом татарской и европейской музыки.

Только вот Муса пока не поет, а играет... на саксофоне. Именно этот инструмент он выбрал, поступая в Академию музыки во Франкфурте-на-Майне. Хотя немецкие преподаватели, послушав юное дарование, сказали, что молодой человек так талантлив, что они готовы взять его на любое отделение.

- Мусе было трудно в первый год. Он немецкий стал изучать в 11-м классе, за год до поступления, - рассказывает мама. - Поэтому сначала переводил лекции с немецкого на русский, а с русского - на татарский. Но упущенное быстро наверстал.

После пяти лет учебы Мусе предложили поступить в аспирантуру по классу саксофона. Дав согласие, он стал пропадать в академии с 8 утра до 10 вечера. К тому же его научный руководитель профессор Ринке Бахман заставляет каждый день дополнительно играть на инструменте по пять часов. Правда, результат не заставил ждать: в прошлом году Маликов стал лауреатом Международной премии имени Вагнера по классу саксофона. Награда присуждена за исполнительское мастерство среди участников до 35 лет.

Муса продолжает сочинять музыку. Его произведения исполняются немецкими гос-оркестрами. Словом, не только на родине, но и за рубежом талант пробил себе дорогу. Рассказывая об этом, мама показывает последний диск с записями выступлений Мусы на саксофоне. А на обложке он сам - длинноволосый, стильный, улыбчивый... иностранец.

- У Мусы две мечты: защитить докторскую диссертацию в немецкой Академии музыки и таким образом получить полное европейское образование, - уточняет Гузель. - А потом приехать на родину, в Казань, и создать музыкальный коллектив европейского уровня.

Гайса выбрал гобой

Гузель привела трехлетнего Гайсу на передачу ГТРК «Татарстан» «Давайте разучим новую песню», которую она вела с 13-летним Мусой. Исключительно ради младшего сына она организовала в ДК им. Маяковского музыкальный коллектив трехлетних ребятишек «Театр песни Мусы Маликова». Студия сразу стала популярной, ведь в то время старший сын был уже известен в Казани, и родители с удовольствием приводили туда детей. В форме игры малыши занимались вокалом, сольфеджио, ритмикой. Муса был у них аккомпаниатором. Уже через год дети запели на семи языках! А четырехлетний Гайса взялся за маленькую гармошку и стал выступать на сцене вместе с семейным ансамблем. В пять лет его уже отдали в спецшколу при консерватории по классу фортепьяно. Сейчас он учится на духовом отделении по классу гобоя. Кто бы мог подумать - в семейном ансамбле Маликовых стали аккомпанировать двое сыновей!

- Несколько раз мы приезжали в гости к Мусе во Франкфурт-на-Майне. И как семейный ансамбль выступали с концертами перед немецкой публикой, - сообщает собеседница. - Папа играл на курае, Муса - на саксофоне и фортепьяно, Гайса - на гобое, гармошке, курае. А пели все на разных языках...

В этом году Гайсе исполнится 15, он хочет пойти по стопам старшего брата - тоже поступить в Академию музыки во Франкфурте-на-Майне.

Слушая Гузель Исмагиловну, не перестаю удивляться тому, сколько времени и сил она отдает детям, чтобы раскрылись данные им Богом таланты! Не случайно, что в этом году музыкально одаренной маме присвоили звание «женщина года» в номинации «Культура и духовность».

news_right_column_240_400