Такая мера необходима для обеспечения безопасности перевозок: единые базы данных позволят оградить законопослушных граждан от нежелательного, с точки зрения криминальной или террористической угрозы, соседства.
Введение подобных баз предусмотрено действующей сейчас Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. В базу будут вводиться следующие данные: ФИО пассажира, дата и место его рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, пункт отправления, пункт назначения, дата поездки. Внедряемые информационные технологии позволят быстро проверить, не находится ли покупатель билета в розыске или под подозрением у правоохранительных органов.
Если на воздушном и железнодорожном транспорте предъявление документа при покупке билета уже привычно, то с междугородними автобусными перевозками ситуация пока другая. Однако уже сейчас в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте отрабатывается технология продажи билетов на автобус по паспортам. Это касается только межрегиональных перевозок, и в утвержденный перечень входят преимущественно маршруты, связывающие крупные города центральной части страны с регионами Северного Кавказа. В ходе пилотного проекта автовокзалы оснащаются необходимым оборудованием, позволяющим автоматизировать процесс обработки и передачи сведений. Делается это за счет средств федерального бюджета. Не исключено, что по итогам анализа работы пилотных зон перечень регионов, где при покупке билета на междугородний автобус понадобится паспорт, будет расширен.
Информация о пассажирах будет передаваться исключительно по закрытым каналам в полном соответствии с законом о защите персональных данных. Контроль за передачей транспортными пассажирскими компаниями данных в единую систему будет осуществлять Ространснадзор.
«Если перевозчик информацию о паспортных данных и пути следования пассажира по маршруту не передал в базу, а рейс ушел, то он может понести наказание, - пояснил »Российской газете« замглавы Ространснадзора Владимир Черток. - Это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом в части нарушения требований о транспортной безопасности. Наказание зависит от того, что повлекло за собой нарушение по сокрытию информации о пассажирах. Если просто не были данные переданы, тогда это штрафные санкции. Или даже приостановка движения транспортного средства, по которому нет информации о пассажирах. А если были плачевные последствия сокрытия информации, тогда перевозчик попадет под уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы».
Приказ вступает в силу 1 июля 2013 года - к тому моменту все перевозчики, в том числе и частные, должны быть готовы к новым правилам.
Кстати
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию программы в 2011 году направлены средства федерального бюджета в объеме 11256,4 млн рублей.