Патриоты по разнарядке?

Многие казанские школьники и студенты любят покрасоваться 9 Мая с георгиевскими ленточками на одежде, но при этом они остаются совершенно равнодушны и к истории Великой Отечественной войны, и к подвигам тех, кто добывал эту Победу в кровопролитных сражениях на фронтах и ковал ее в героическом тылу.

news_top_970_100

- Да сколько уже можно талдычить о прошлом, - скажет иной читатель. - Мы живем в XXI веке, нельзя же двигаться вперед, все время глядя назад?

И будет, наверное, по-своему прав: кто же ходит задом наперед? Но только речь идет отнюдь не о физическом процессе, а скорее о духовном, где происходит движение целого общества или его отдельных поколений. И этот процесс не менее важен для нашей страны, чем социально-экономическое развитие или преодоление кризисных явлений. Не случайно на последнем заседании республиканского штаба по подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне Президент РТ Минтимер Шаймиев обратил серьезное внимание на состояние идеологической составляющей патриотического воспитания молодежи, указав на ряд серьезных недостатков, в том числе и по изучению
отечественной истории.

Чтобы понять, о чем идет речь, корреспондент «КВ» побывал недавно на уроке истории в одной из казанских школ и убедился, что эта проблема не такая безобидная, как кажется. Особенно шокировало то, что в общем-то неглупые ребята-старшеклассники не могли толком ответить на многие простые вопросы о Великой Отечественной войне: например, когда она началась, кто с кем воевал, какие планы строил Гитлер в случае завоевания СССР? Мало кто смог ответить и на такой вопрос: какова роль нашей республики в разгроме немецко-фашистских войск? А уж назвать хотя бы одного Героя Советского Союза из Татарстана вообще никто не смог.

Впрочем, это еще не самое страшное: имена героев и даты основных сражений Великой Отечественной можно в конце концов и выучить. Куда большую опасность, на мой взгляд, представляют труды иных писателей и историков, в том числе и зарубежных, в которых принижается роль нашей армии и страны в победе над фашизмом, фальсифицируются многие моменты нашей отечественной истории. Как ни странно, но эти материалы почему-то интересуют нашу молодежь куда больше, чем официальная история. Для того чтобы убедиться в эффективности этой оголтелой пропаганды, которая в последние годы приобрела весьма широкий размах, достаточно зайти на любой молодежный интернет-форум, где обсуждаются и вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.

Как видите, «промывка мозгов» части наследников той самой Победы, роль и значение которой в мировой истории остаются бесспорными, тем не менее остается весьма эффективной. К тому же наши мальчишки и девчонки куда охотней вникают в книги и электронные трактаты пусть даже бредового, на мой взгляд, содержания, чем в отечественные учебники истории. И это не просто дань моде: скорее всего, эти книги написаны ярче, талантливей, а главное, убедительней, чем наши учебники, в которых, по мнению многих преподавателей, остается столько белых пятен, что порой разобраться в том или ином историческом событии трудно не только ученикам, но и самим педагогам.

Впрочем, не только хорошие учебники воспитывают настоящий патриотизм в людях, но и сама жизнь, а точнее, нестыковки того, что пишут в книгах, с тем, что происходит в действительности. Например, сегодня с самых высоких трибун слышатся призывы, что стране нужны миллионы патриотов. А в дни Победы мы чуть ли не силком загоняем школьников на праздники «по разнарядке». Громко обвиняем западных историков во лжи и необъективном освещении исторических событий. Но сами боимся честно ответить на вопрос: а многие ли из нас хранят благодарную память о тех, кто воевал и трудился в тылу, кто лежит на полях сражений и увековечен в бронзе?

Мне думается, что одними призывами в таком важнейшем вопросе, как воспитание истинных патриотов Родины, дела не решить. Нужна мощная и эффективная идеологическая система, которая могла бы не только эффективно бороться за умы молодых людей, но и прививать людям то, чего нам так не хватает сегодня, - общечеловеческие ценности: любовь к Родине, труду, уважение к старшим, почитание закона. Пока же, увы, вместо этого нашей молодежи активно прививают совсем другие понятия - страсть к деньгам и дорогим вещам! У многих молодых людей уже даже своя «национальная идея» появилась: «Жить припеваючи и ничего не делать!» Не потому ли у нас в стране столько безработных с дипломами?

Да, двигаться вперед, постоянно оглядываясь назад, невозможно. Но попытки руководства страны использовать 65-летие Победы для объединения гражданского общества только подтверждают, что проблемы, о которых шла речь выше, реально существуют. И чем дольше мы будем их замалчивать, тем глубже и шире станет пропасть между прошлым и будущим, а временное забвение исторической памяти - необратимым.

news_right_column_240_400