Вроде дешево, а получается дорого МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Заместитель начальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ Дина Майловна подчеркивает: необыкновенная и неожиданная щедрость магазинов возникает по разным причинам. Это может быть желание отвлечь покупателя от альтернативных товаров и сравнения цен, необходимость очистить складские помещения, распродажа несезонных товаров, последней штуки (пары), неходового размера, намерение привлечь внимание потребителей к фирме, изменение ассортимента, открытие нового магазина, его переезд и многие другие мотивы.
- Особенно внимательным к прилавочным цифрам нужно быть в преддверии праздников, - советует специалист. - Например, за месяц-два до Нового года цены резко взлетают вверх. Но за две недели до праздника так же резко падают до первоначальной цены, превращаясь в «новогодние скидки». Если не знать, сколько стоила вещь до начала акции, можно весьма заметно переплатить.
Настораживать, уверена Майлова, должны прежде всего скидки на продукты. Это практически всегда означает, что магазину надо быстро избавиться от товара, у которого либо срок годности истекает на днях, либо нарушены условия хранения. В редких случаях снижение цены происходит по другим основаниям.
- Есть так называемые фирменные продукты, произведенные для определенной торговой сети. Производитель не тратится на рекламу, перевозку издалека, что существенно снижает цену, - поясняет Дина Майлова. - Иногда низкие цены служат для завлечения покупателя в магазин, ведь он обязательно прихватит заодно что-нибудь еще. В любом случае нужно внимательно смотреть на срок годности и стараться изучать состав.
На таких продуктах, как мед, макароны, и подобных им указывается еще и срок хранения. Это период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства. По истечении срока хранения продукт годен для потребления. Однако его потребительские свойства (потребительская стоимость) могут быть снижены.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. А что такого, если срок годности не истек, упаковка соответствует представлениям покупателя о качестве и цена очень даже привлекательная? - Распродажи любых товаров зачастую достигают своей цели. Потребители, не в силах преодолеть психологический фактор, совершают незапланированные покупки или покупают больше, чем было запланировано, - резюмирует специалист.
Магазин одной ценыПРЕЦЕДЕНТ. Торговля по скидкам и низким ценам постоянно ищет другие формы. Например, недавно один маленький городок со свойственным российской глубинке темпом жизни встрепенулся от яркого жизнерадостного и многообещающего рекламного лозунга. Там появился магазин, в котором на все товары установлена одна и та же цена не выше трех-четырех десятков рублей. Конечно, о таких супермаркетах жители слышали, но не надеялись добраться до них так скоро. Открытие, естественно, вызвало небывалый для провинции ажиотаж. Поток нетерпеливых покупателей, хлынувший в первые минуты работы магазина, снес двухцветную арку из воздушных шариков, чем напугал консультантов торгового зала. Реакция покупателей на такие цены вполне ожидаемая.
Одних в дешевые магазины тянет бесконечное желание сэкономить. Других - соблазнительная возможность позволить себе гораздо больше за меньшую сумму. В обоих случаях ситуацию определяет одно - оценка своей платежеспособности. Но зачастую получается, что «дешево» не значит «экономно».
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА. - Оказавшись в первый раз в торговом зале, увешанном привлекательными ценниками, покупатели, хотя и понимают, что за такую цену сложно найти по-настоящему качественный товар, но все же становятся беззащитными перед витринами с разнообразным да к тому же недорогим ассортиментом, - поясняет психолог-маркетолог Марина Коршунова. - Отсюда полные корзины всего, что можно унести, и неожиданные итоговые суммы на кассовых чеках - источник неприятного удивления, которое может перекрыть радость от покупок.
В мегаполисах, напичканных всевозможными ТРК и ТРЦ, покупатель уверен в широте выбора и редко спешит с покупкой, стараясь обойти близлежащие магазины. - Провинциальный же ареал, как правило, не богат на торговые центры и гипермаркеты. А в тех, что есть, цены из-за предпринимательских расходов могут быть даже выше, чем в крупных городах. Поэтому потребителю магазин с такими условиями кажется удачной находкой, и он, не задумываясь, кладет товар в корзину, - комментирует ситуацию Коршунова.
А задуматься есть над чем. С общей полезностью и доступностью предлагаемых товаров не поспоришь. Но в каждом отдельном случае не мешало бы лишний раз задать себе вопрос: «А так ли это мне надо?» И заодно потренировать свою память: вдруг дома завалялась пачка таких же салфеток или пылится неиспользованный набор посуды? Чтобы не было, как у одного обалдевшего от цифр в чеке мужчины, который, не успев отойти от кассы, начал вместе со своей хозяйственной спутницей выяснять, почему его кошелек так внезапно похудел.
Конечно, когда волна торгового ажиотажа в городке спадет, проблема постепенно исчезнет сама собой. Да и приобретенный в современных условиях инстинкт сохранения семейного бюджета заставит перед походом в магазин составлять список необходимого. Сейчас просто не стоит забывать о том, что многие товары можно найти дешевле установленной в таком магазине цены.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Что делать, если удовольствие от покупки и подсчитанной экономии испорчено обнаруженным дома дефектом, а перед глазами так и стоит объявление магазина «Товары по акции обмену и возврату не подлежат»? - Если покупатель при покупке товара со скидкой был официально (в устной и письменной форме) предупрежден о недостатках товара, то он не имеет права на его возврат или обмен по указанному дефекту. А в остальных случаях законы и правила, регламентирующие продажу товаров и защиту прав потребителей, распространяются и на реализацию товара путем распродаж (скидок), - поясняет специалист Госалкогольинспекции РТ Дина Майлова. - Главный совет: не подписывайте никакие документы о невозможности возврата или обмена товара, приобретенного со скидкой. Этим вы в определенной мере лишаете себя возможности на защиту своих прав. Потому что заведомо соглашаетесь не предъявлять претензии при их возникновении.
- Особенно внимательным к прилавочным цифрам нужно быть в преддверии праздников, - советует специалист. - Например, за месяц-два до Нового года цены резко взлетают вверх. Но за две недели до праздника так же резко падают до первоначальной цены, превращаясь в «новогодние скидки». Если не знать, сколько стоила вещь до начала акции, можно весьма заметно переплатить.
Настораживать, уверена Майлова, должны прежде всего скидки на продукты. Это практически всегда означает, что магазину надо быстро избавиться от товара, у которого либо срок годности истекает на днях, либо нарушены условия хранения. В редких случаях снижение цены происходит по другим основаниям.
- Есть так называемые фирменные продукты, произведенные для определенной торговой сети. Производитель не тратится на рекламу, перевозку издалека, что существенно снижает цену, - поясняет Дина Майлова. - Иногда низкие цены служат для завлечения покупателя в магазин, ведь он обязательно прихватит заодно что-нибудь еще. В любом случае нужно внимательно смотреть на срок годности и стараться изучать состав.
На таких продуктах, как мед, макароны, и подобных им указывается еще и срок хранения. Это период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства. По истечении срока хранения продукт годен для потребления. Однако его потребительские свойства (потребительская стоимость) могут быть снижены.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. А что такого, если срок годности не истек, упаковка соответствует представлениям покупателя о качестве и цена очень даже привлекательная? - Распродажи любых товаров зачастую достигают своей цели. Потребители, не в силах преодолеть психологический фактор, совершают незапланированные покупки или покупают больше, чем было запланировано, - резюмирует специалист.
Магазин одной ценыПРЕЦЕДЕНТ. Торговля по скидкам и низким ценам постоянно ищет другие формы. Например, недавно один маленький городок со свойственным российской глубинке темпом жизни встрепенулся от яркого жизнерадостного и многообещающего рекламного лозунга. Там появился магазин, в котором на все товары установлена одна и та же цена не выше трех-четырех десятков рублей. Конечно, о таких супермаркетах жители слышали, но не надеялись добраться до них так скоро. Открытие, естественно, вызвало небывалый для провинции ажиотаж. Поток нетерпеливых покупателей, хлынувший в первые минуты работы магазина, снес двухцветную арку из воздушных шариков, чем напугал консультантов торгового зала. Реакция покупателей на такие цены вполне ожидаемая.
Одних в дешевые магазины тянет бесконечное желание сэкономить. Других - соблазнительная возможность позволить себе гораздо больше за меньшую сумму. В обоих случаях ситуацию определяет одно - оценка своей платежеспособности. Но зачастую получается, что «дешево» не значит «экономно».
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА. - Оказавшись в первый раз в торговом зале, увешанном привлекательными ценниками, покупатели, хотя и понимают, что за такую цену сложно найти по-настоящему качественный товар, но все же становятся беззащитными перед витринами с разнообразным да к тому же недорогим ассортиментом, - поясняет психолог-маркетолог Марина Коршунова. - Отсюда полные корзины всего, что можно унести, и неожиданные итоговые суммы на кассовых чеках - источник неприятного удивления, которое может перекрыть радость от покупок.
В мегаполисах, напичканных всевозможными ТРК и ТРЦ, покупатель уверен в широте выбора и редко спешит с покупкой, стараясь обойти близлежащие магазины. - Провинциальный же ареал, как правило, не богат на торговые центры и гипермаркеты. А в тех, что есть, цены из-за предпринимательских расходов могут быть даже выше, чем в крупных городах. Поэтому потребителю магазин с такими условиями кажется удачной находкой, и он, не задумываясь, кладет товар в корзину, - комментирует ситуацию Коршунова.
А задуматься есть над чем. С общей полезностью и доступностью предлагаемых товаров не поспоришь. Но в каждом отдельном случае не мешало бы лишний раз задать себе вопрос: «А так ли это мне надо?» И заодно потренировать свою память: вдруг дома завалялась пачка таких же салфеток или пылится неиспользованный набор посуды? Чтобы не было, как у одного обалдевшего от цифр в чеке мужчины, который, не успев отойти от кассы, начал вместе со своей хозяйственной спутницей выяснять, почему его кошелек так внезапно похудел.
Конечно, когда волна торгового ажиотажа в городке спадет, проблема постепенно исчезнет сама собой. Да и приобретенный в современных условиях инстинкт сохранения семейного бюджета заставит перед походом в магазин составлять список необходимого. Сейчас просто не стоит забывать о том, что многие товары можно найти дешевле установленной в таком магазине цены.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС. Что делать, если удовольствие от покупки и подсчитанной экономии испорчено обнаруженным дома дефектом, а перед глазами так и стоит объявление магазина «Товары по акции обмену и возврату не подлежат»? - Если покупатель при покупке товара со скидкой был официально (в устной и письменной форме) предупрежден о недостатках товара, то он не имеет права на его возврат или обмен по указанному дефекту. А в остальных случаях законы и правила, регламентирующие продажу товаров и защиту прав потребителей, распространяются и на реализацию товара путем распродаж (скидок), - поясняет специалист Госалкогольинспекции РТ Дина Майлова. - Главный совет: не подписывайте никакие документы о невозможности возврата или обмена товара, приобретенного со скидкой. Этим вы в определенной мере лишаете себя возможности на защиту своих прав. Потому что заведомо соглашаетесь не предъявлять претензии при их возникновении.