Персональное дело учащегося Нуреева

«Казанские ведомости» публикуют отрывки из второй части сценария Рабита Батуллы «Летающий демон» - о ленинградском периоде в жизни Рудольфа Нуреева. В них рассказывается о становлении танцора.

news_top_970_100

Кабинет директора. Расширенный педсовет. Почти все педагоги сидят понурые. Лишь два-три преподавателя и молодые учителя находятся в возбужденном состоянии в ожидании острых ощущений от предстоящего суда.

Ш е л о к о в. Ладненько! Начинаем! Ну-с, товарищи педагоги знаменитого хореографического училища. Что делать будем с этим... неврастеником... как его?

Е л и з а в е т а. Нуреев Рудольф Хамитович, Валерий Михайлович.

Ш е л о к о в. Да, с Нуреевым. Докладывайте, Елизавета Николаевна!

Е л и з а в е т а. Уважаемый директор Валерий Михайлович и уважаемые преподаватели, мы сегодня собрались по персональному делу учащегося шестого класса Нуреева Рудольфа Хамитовича. Нуреева знает все училище как хама, грубияна, неотесанного подростка. Более того, он не выполняет требования советского общежития. Уходит когда ему вздумается и возвращается когда захочется, порой бывает, что вообще не приходит в общежитие ночевать. Он одевается не так, как все учащиеся, оригинальничает - носит несуразную одежду. Обижает младших по курсу. Грубит педагогам. У него много пропусков: по математике, по политчасу. Нелюдим. Если даже посещает эти уроки, то невнимателен, спит на уроке. Ни с кем не дружит. И с ним никто не дружит.

Ш е л о к о в. Да, этого более чем не достаточно, чтобы исключить Нуреева из училища.

П у ш к и н. Терпение, товарищи педагоги. Вот так сразу и исключить?.. Есть же закон о том, что увольняемый с работы или же исключаемый из учебного заведения сначала получает выговор, потом еще один, потом последний выговор с последним предупреждением. И только затем исключение. Валерий Михайлович, у Нуреева сколько предупреждений и выговоров?

Ш е л о к о в. Ни одного. Это наше упущение. (Среди членов педсовета шум.)

К о с т р о в и ц к а я. Товарищи, быть может, следует поговорить с ним самим?

Ш е л о к о в. Нуреев здесь? Пусть войдет. (Входит Рудик. Широкоплечий, широкий ремень на узкой талии; есть в его облике что-то демоническое.) Ученик Нуреев, мы здесь решаем, оставить тебя в училище или же исключить... Ну, чего молчишь? Сколько раз я тебя предупреждал, чтобы ты не носил длинные волосы?

Р у д о л ь ф. Не помню.

Ш е л о к о в. А сколько раз ты нарушал дисциплину в училище?

Р у д о л ь ф. Не помню.

Е л и з а в е т а. Нуреев, скажите, пожалуйста, почему вы носите длинные волосы? Это же неприлично.

Ш е л о к о в. Это нарушение внутренних правил училища.

Р у д о л ь ф. Я беру пример с вождей революции и великих деятелей русской науки и литературы.

Ш е л о к о в. О чем ты говоришь?

Р у д о л ь ф. Карл Маркс, Фридрих Энгельс и многие другие - Менделеев, Белинский, Пушкин - носили длинные волосы. (Кто-то из присутствующих засмеялся.)

Е л и з а в е т а. И почему вы, Нуреев, не одеваетесь, как все?

Р у д о л ь ф. Я живу в свободном Союзе Советских Социалистических Республик и одеваюсь свободно.

Ш е л о к о в. Это не свобода, а анархия, Нуреев.

Е л и з а в е т а. А почему вы убегаете из общежития и возвращаетесь поздно?

Р у д о л ь ф. Я возвратился поздно только один раз. В двенадцать часов. За это прошу прощения.

Ш е л о к о в. Врешь, Нуреев. Вот информация о твоих ночных похождениях.

Р у д о л ь ф. Не раз я возвращался очень рано - в три часа утра. (И опять кто-то прыснул.)

Е л и з а в е т а. А куда вы уходите по ночам?

Р у д о л ь ф. Я всегда хожу в театр смотреть спектакли.

Ш е л о к о в (еле слышно). Идиот! Он издевается над нами.

Е л и з а в е т а. А почему вы уходите без разрешения?

Р у д о л ь ф. Потому что, сколько бы я ни просил, мне не разрешали туда идти. Просмотр спектакля - это тоже урок по танцам.

Е л и з а в е т а. Почему вы пропускаете уроки математики?

Ш е л о к о в. Да, Марианна Петровна, скажите, как он посещает ваши уроки математики?

М а р и а н н а. Вначале он редко пропускал занятия, а последнее время вовсе не ходит. На мои замечания ответил: «Я не на бухгалтера учусь здесь, а танцам. А заработанные деньги смогу считать и без вашей математики».

Ш е л о к о в. Что будем делать?

К о с т р о в и ц к а я. Валерий Михайлович, по остальным предметам он как? Посещает ли, успевает?

Ш е л о к о в. Пусть учителя сами скажут. Преподаватель живописи, Роман Владимирович!

Р о м а н. Рудик никогда не опаздывает на мой урок, без уважительных причин не пропускает занятия, он прекрасно разбирается в живописи и активно посещает музеи.

В а с и л и й. По музыке Нуреев первый в классе. Нет пропусков, опозданий. Покупает ноты, партитуры. Увлечен Бахом, Бетховеном.

Н а д е ж д а. Нуреев одержим литературой. Он успел прочитать Достоевского, Толстого. Пропусков и опозданий нет.

К о с т р о в и ц к а я. Потому что вы, Надежда Георгиевна, сумели заинтересовать ученика своим предметом. Если ученик не посещает уроки, в этом виноват сам преподаватель, а не ученик. (Шум.)

Ш е л о к о в (зло). Ладненько! Мы отвлеклись, товарищи... Тише, тише... Вопросы...

М о л о д о й п е д а г о г. Да, здесь целый букет нарушений, товарищи, но я предлагаю не исключать Нуреева из училища, а исключить его из комсомола за неуспеваемость и недисциплинированность.

Ш е л о к о в. Секретарь комсомольской организации Павел Никитин. Обсудите дело комсомольца Нуреева на своем бюро.

П а в е л. Его невозможно исключить из рядов комсомола.

Р у д о л ь ф. Потому что я не комсомолец! (Эти слова привели в замешательство всех присутствующих.)

- Как?

- Не может быть!

- А почему он не комсомолец?

- Это правда?

П а в е л. Да, он не член ВЛКСМ!

Ш е л о к о в. А вы пытались с ним поговорить, вели воспитательную работу с некомсомольцем Нуреевым, товарищ Никитин?

П а в е л. Неоднократно, Валерий Михайлович. Он же упрямый.

Ш е л о к о в. Как осел!.. Немедленно разобраться с этим! Не может быть среди наших учащихся некомсомольцев!

К о с т р о в и ц к а я. Действительно, Рудик, почему ты не вступаешь в комсомол?

Р у д о л ь ф. А почему вы хотите, чтобы такой, как я, вступил в комсомол? Я слишком уважаю комсомол, боюсь испачкать ряды комсомола. Я ведь не идеальный человек. А в комсомол принимают только идеальных и идейных. (Наступает тревожная тишина.) Вот созрею и сам добровольно подам заявление о принятии меня в комсомол.

Ш е л о к о в (злится, еле слышно). Ладненько, поганец!

К о с т р о в и ц к а я. Товарищи преподаватели! Да, Нуреев виноват! (Нарочито строго.) Его надо наказать. Рудольф, ты же не глупый парнишка. Порядок есть порядок, нравится тебе или не нравится предмет или же его преподающий педагог, ты должен посещать уроки. Я согласна с мнением Валерия Михайловича. Ты несносен. Не здороваешься с преподавателями. Будто дикарь.

Ш е л о к о в. Более чем.

К о с т р о в и ц к а я. Это же элементарное правило поведения!

Р у д о л ь ф. Я здороваюсь!

Е л и з а в е т а. Нет, лжешь, сколько раз ты проходил мимо меня и не здоровался.

М а р и а н н а. И со мной он никогда не здоровается, делает вид, что не замечает меня.

Р у д о л ь ф. Я сказал: всегда здороваюсь с преподавателями.

Ш е л о к о в. Ты свободен!

Рудик уходит.

К о с т р о в и ц к а я. Я предлагаю оставить Нуреева в училище с испытательным сроком на полгода и дать ему возможность продолжить учебу и реабилитировать себя. Впереди зачеты и экзамены.

Ш е л о к о в. Не перестаю удивляться, Вера Сергеевна, тому, что вы постоянно защищаете этого татарина.

К о с т р о в и ц к а я. Меня не интересует, к какой нации принадлежит учащийся. Меня интересует, уважаемый Валерий Михайлович, личность и его дарование. А у Нуреева есть мощное стремление к танцу. И я поддерживаю его в этом стремлении.

Ш е л о к о в. Ладненько! Ставлю на голосование. Кто за предложение Веры Сергеевны, прошу поднять руки... Большинство!.. Педсовет окончен!

Все выходят, кроме Пушкина.

Появляется Рудольф. Он протягивает директору бумагу.

Ш е л о к о в. Что это такое?

Р у д о л ь ф. Мое заявление. Я хочу оставить ваш класс. Прошу перевести меня в восьмой.

Ш е л о к о в (подозрительно глядит на Пушкина - не сговорились ли они?) Оставь нас, Нуреев.

Р у д о л ь ф (пафосно). «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». (Выходит.)

Ш е л о к о в. Ну что ж, Александр Иванович, возьмите вы этого упрямого идиота. У него плохая элевация, он не в состоянии правильно выдерживать позицию. Если под вашим началом Нуреев не исправится, придется его отчислить из хореографического училища.

Окончание следует

news_right_column_240_400
news_bot_970_100