Первого апреля нам не смешно

С 1 апреля ОАО «Горпечать», имеющее в Казани более ста киосков и занимающееся продажей многих периодических изданий, расторгает договоры на поставку печатной продукции с несколькими общественно-политическими газетами, в том числе и с нашей.

news_top_970_100

«Настоящим письмом уведомляем вас о том, что издание «Казанские ведомости» является для нас убыточным. Возврат нереализованной продукции составил более 30% от заказанного тиража. Расходы нашего предприятия по обработке, сортировке, доставке вашего издания до пунктов продаж, а также обработке возврата значительно превышают доходы от его реализации.

В связи с изложенным, а также в связи с установленным процентом возврата (10%) доводим до вашего сведения, что договор на поставку печатной продукции расторгаем с 1.04.2008 г. согласно п. 6.2 договора поставки».

Этому решению предшествовало еще одно (от 20 февраля), такое же категоричное и безапелляционное, - об отказе в продаже с 1 марта 2008 года наших ежедневных выпусков (кроме еженедельного четвергового).

Первыми забили тревогу наши постоянные читатели, которые многие годы покупали газету в киосках «Горпечати». «Что там у вас случилось, почему в киосках нет вашей газеты?» - спрашивали они по телефонам «Горячей линии» и «Гласа народа». А на все объяснения по поводу наших взаимоотношений с монополистом люди резонно замечали, что им нет никакого дела до чьих-то прибылей и убытков. «Согласно Конституции Татарстана я имею право на свободный доступ к информации, в том числе и печатным изданиям, - считает, в частности, ветеран Великой Отечественной войны Иван Горшков. - Я почти 17 лет покупаю «Казанские ведомости» и другие казанские газеты в киосках и не желаю, чтобы меня лишали этой возможности и впредь!»

Наш корреспондент обошел на прошлой неделе десятки киосков в Московском, Советском, Авиастроительном и Ново-Савиновском районах Казани.

И всюду мы наблюдали одну и ту же картину: на витринах широко представлены московская желтая пресса, глянцевые гламурные журналы, составляющие, вероятно, главный источник прибыли новых хозяев «Горпечати». А местных изданий, как говорят, кот наплакал.

Причем эта политика продолжается уже не первый месяц. Официальная причина все та же - плохие продажи. Это подтверждали и киоскеры, с которыми довелось пообщаться. «В обычные дни мне привозят всего по два номера газет «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», «Шахри Казан». Лучше раскупают «Жизнь», «Аргументы и Факты», «СПИД-Инфо» и «Экспресс-газету», - сообщила одна из киоскеров. На вопросы, почему нет в продаже некоторых казанских изданий, в том числе и газеты «Казанские ведомости», киоскеры разводили руками, мол, не нашего это ума дело. Но в приватных беседах «без микрофона» некоторые выражали искреннее недоумение по поводу решения, принятого руководителями ОАО «Горпечать», в котором они теперь служат.

- Я уже несколько лет работаю на этом предприятии и хорошо знаю, что, например, газета «Казанские ведомости» раскупается ничуть не хуже других, особенно по четвергам, - сказала нашему корреспонденту одна из киоскеров. - И у меня нет никакой уверенности, что мы выиграем оттого, что ее больше не будет на наших прилавках.

Надо признать, что продажа (или непродажа) газет зависит от района и места расположения киоска. Однако как это влияет на выполнение огромных планов, которые установило для них руководство «Горпечати»? Киоскеры единодушны: он как был невыполнимым, так и останется. А их средняя зарплата, которую даже неудобно обнародовать, тоже вряд ли вырастет.

Ни для кого не секрет, что отнюдь не газеты являются главным товаром в киосках «Горпечати». Львиную долю выручки дает реализация глянцевых журналов, а также популярных среди детей и молодежи изданий, таких как «Шрэк», «Игромания», «Гарри Поттер» и т. п.

«Из 40 экземпляров я продала 32. Вот эти восемь остались. Наверное, будем списывать в «возврат», - сказал киоскер. Кстати, в данном случае возврат превышает те 10 процентов, которые были установлены в договоре между редакцией и ОАО «Горпечать». Но для чего нужно было устраивать этот «возврат» намеренно? Не проще ли было преодолеть те 150 метров и поделить количество экземпляров более пропорционально?

Причем сделано это было по инициативе редакции: мы решили ограничить возврат 10 процентами, что, вероятно, особенно не понравилось руководству «Горпечати». Раньше-то они что хотели, то и вертели: бывало, даже возвращали в редакцию практически весь розничный тираж - мол, не продается ваша газета и мы тут ни при чем. Хотя понятно, что стопроцентной непродаваемости в природе не бывает - это значит, что она просто не продавалась! Позиция московской фирмы вполне понятна: мы на этом рынке одни, что хотим, то и воротим.

Одна из главных причин низких продаж казанской периодики, по мнению автора, заключается в «странной» ценовой политике, которую ведут по отношению к городским и республиканским газетам. Например, при отпускной цене 2 рубля на обычные номера нашей газеты их продавали за четыре. А за четверговый номер, который редакция выставляет за 4 рубля, «Горпечать» требует с казанцев по семь, а то и по 8 целковых! Причем в погоне за денежными доходами не снижает эту цену, как, казалось бы, должен делать теоретически любой продавец спустя почти неделю. После этого легко обвинять в своих убытках редакцию.

Такая получается история с продажей нашей и других газет в казанских киосках «Горпечати». Не знаю, что думают по этому поводу коллеги из других «пострадавших» газет, но по мнению нашей редакции, действия московской фирмы, которая в одностороннем порядке прекратила продажу наших будничных номеров, а теперь расторгает договор, являются несправедливыми, по крайней мере к газете «Казанские ведомости», которая за 17 лет своего существования завоевала одно из ведущих мест на рынке казанских СМИ, имеет десятки побед во всероссийских и республиканских журналистских и дизайнерских конкурсах печати. Об этом же свидетельствует и динамика подписных тиражей в Казани, которым сегодня могут позавидовать многие из тех местных и московских изданий, которые, по мнению «Горпечати», якобы лучше продаются. Кроме того, своим решением руководство «Горпечати» лишило казанцев возможности знакомиться с решениями городских властей. Новоиспеченные хозяева фирмы, судя по всему, не ведают ни о богатых традициях нашего газетного рынка, ни о духовных потребностях казанцев. Многие из жителей отнюдь не в восторге от желтой прессы и гламура, которые усиленно навязываются в многочисленных киосках «Горпечати». Московские хозяева фирмы, похоже, не подозревают и о том, что сфера деятельности, которой они занялись в Казани, связана не только с коммерцией, но и с идеологией. Как и о том, что газетная продукция является прежде всего информацией, лишать которой общество в демократическом государстве не вправе ни один даже самый крутой монополист.

Как сказал в своем ежегодном Послании депутатам Государственного Совета Президент РТ Минтимер Шаймиев, Республика Татарстан занимает первое место среди всех российских регионов по числу издаваемых (и продаваемых. - Авт.) здесь периодических изданий на душу населения. И снижать число местной печатной продукции, тем более общественно-политических газет, в угоду «рентабельному» с точки зрения коммерции, но совершенно никчемному гламуру - это не по-государственному.

Второй причиной нашего несогласия с неожиданным решением руководства ОАО «Горпечать» в отношении нашей газеты являются монопольно устанавливаемые высокие цены на местную печатную продукцию. Многие казанцы, особенно малооплачиваемые работники бюджетных предприятий и организаций, а также пенсионеры, на которых ориентировано наше издание, уже давно ропщут по поводу высоких цен на периодику. Стопроцентная надбавка к нашей отпускной цене, конечно, не способствует распространению нашей печатной продукции. А все действия новоиспеченных владельцев бывшего муниципального предприятия «Горпечать», на наш взгляд, ведут не только к нарушению прав наших читателей, но и наносят удар по местной прессе, которая пользуется в народе не меньшей популярностью и славой, чем иные московские издания.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы хотим попросить наших читателей рассказать, где они покупают газеты, волнует ли их исчезновение местных газет из розничной продажи. Как и где вы хотели бы приобретать «Казанские ведомости»? Со своими замечаниями и предложениями обращайтесь в «Глас народа» нашей газеты по телефону 542-98-96.

news_right_column_240_400