Корреспондент "Казанских ведомостей" провел сутки на дежурстве со следственно-оперативной группой Московского РУВД Казани. О впечатлениях от ее работы и результатах одной нелегкой смены читайте ниже.
Если театр, как известно, начинается с вешалки, то районное управление внутренних дел - с дежурной части. Сюда поступают сообщения от дежурного УВД, если кто-то набрал 02. Сюда же звонят, а чаще сами приходят жители района со своими бедами. Начальник смены и оперативный дежурный постоянно фильтруют информацию: что-то может подождать, а вот сюда нужно немедленно отправлять следственно-оперативную группу. Знакомство с СОГ непременно состоится, если вас (не дай бог, конечно) ограбят, обворуют квартиру или угонят машину. От входящих в группу сотрудников зависит львиная доля успеха в расследовании.
С утра СОГ поработала на мелких кражах из детского садика и гаража, а ближе к обеду наступило относительное затишье. "Самое интересное начнется после четырех", - успокоил меня начальник смены дежурной части Юрий Воронин. И не ошибся. К окошку дежурного подошел взволнованный мужчина. Его 11-летняя дочь насилу вырвалась из рук бомжа, подкараулившего ее на пустыре. Тот куда-то потащил девчонку да еще ограбил, отняв 15 рублей. Ребенок и родители в ужасе. Странное обстоятельство - со слов девочки, нападавший был... в носках.
На место происшествия едем за раздолбанным "Фордом" отца потерпевшей, где кроме него - жена и дочь. Жалко, что "уазик-буханка" не резиновый. В кабине с относительным комфортом разместились водитель с участковым, а вот всем остальным приходится тесниться в "тамбуре" перед камерой для перевозки задержанных. Здесь нас шестеро. В "основном составе" старший следователь Лилия Шафикова, эксперт Андрей Кривов и оперуполномоченный ОУР Ринат Гильмутдинов. В "дополнительном" - сотрудница ПДН (раз дело касается несовершеннолетней), стажер и я. Места на всех не хватает, и Андрей вынужден трястись на своем волшебном чемоданчике.
...Во дворе дома на улице Академика Королева возле гаражей девочка ударила бомжа по ноге и бросилась бежать. Грабитель же поковылял за угол дома и исчез. Школьницу просят в деталях показать, где, как и что происходило. Эксперт фиксирует все это с помощью фотоаппарата. К сожалению, трассологическая экспертиза (то есть работа для следопыта - в прямом смысле) невозможна - все затоптано местными жителями. Надо заметить, что бомж вел ребенка не по пустыне - попадавшимся прохожим девочка кричала "Помогите!" Однако те лишь шарахались в стороны...
В поисках бомжа направляемся в сторону поселка Левченко, к коллектору теплотрассы, расположенному возле строящейся автозаправки. Через зарешеченное вентиляционное отверстие ничего толком не видно, но ответом на требование открыть "теремок" было какое-то шевеление внутри. Закрытый снизу люк открылся, и из весьма просторной и теплой "квартиры" вылезла легко одетая парочка бомжей. В одном из них потерпевшая сразу опознала ранее описанного ею грабителя. Тут же разрешился и вопрос с обувью последнего. Оказалось, что за шерстяные носки девочка приняла суконные сапоги типа "прощай, молодость".
Бомжей усадили в соответствующий отсек "уазика", а из их жилища достали несколько курток и целую кучу остро заточенных отверток, длиннющий нож и страшного вида стамеску. Одним из этих предметов и был разрезан ранец школьницы, откуда вытащили 15 рублей. Но при виде "инструментов" в голову лезут куда более неприятные мысли.
Грабеж практически раскрыт по горячим следам. Но по приезде в РУВД возникают другие вопросы. Куда и зачем бомж вел школьницу? Предположения можно строить самые разные: задержанный - явный псих, глаза блестят, словно от кайфа, по "обезьяннику" напротив дежурки ходит из угла в угол как заведенный.
Следующий выезд - на улицу Восход. Пожилая хозяйка хрущевки в истерике от попадания в сплошную черную полосу. Умер муж, сломала руку. Днем пошла в травмпункт, но очередь высидеть не смогла, а вернувшись, обнаружила, что ее обокрали. Свое горе женщина попеременно изливает сестре, всепонимающему коту и нам. С трудом удается узнать, что воры очень торопились и не нашли пенсию. Но унесли отложенную на случай тысячу рублей, обручальные кольца и чайник "Тефаль", полученный за деятельность в совете ветеранов. Чтобы продолжить работу, следователь вынуждена перевоплотиться в психолога. Смысл последовавшего монолога в том, что потерю тысячи рублей можно пережить. Главное, что хозяйка не пришла пораньше и не получила по голове. Да и вещи, телевизор цветной к примеру, остались на месте, так стоит ли загонять себя в могилу переживаниями?!
Через минуту потерпевшая спокойно дает показания следователю, подробно отвечая на вопросы. Свои выводы делают оперативник и участковый, опрашивающий соседей. Эксперт невозмутимо фотографирует место происшествия, обрабатывает предметы порошком на наличие "пальчиков", выясняет, кто в квартире, кроме хозяйки, мог дотрагиваться до тех или иных вещей, и в конце концов просит разрешения взять вещдоки. Начало расследованию положено. Кроме того, по совету милиционеров, пенсионерка твердо решила поменять примитивный замок, к которому воры подобрали ключи. Пропаганда подействовала и на соседей. А деловитость, спокойствие и вежливость членов СОГ останется для них визитной карточкой районной милиции.
Около полуночи подъезжаем к круглосуточному ларьку с горячими закусками. Едва затеяли долгожданный "перекус", как к нам подошла заплаканная девушка с синяками и кровоподтеками на лице. Ее жестоко избил приятель - охранник мини-маркета возле Московского рынка. Захватив двух патрульных милиционеров, едем "в гости".
На стук никто не спрашивает, кто там. Дверь "черного хода" с пинка распахивается и перед группой милиционеров предстает пьяный мужчина лет под тридцать, матерящийся как извозчик. Он совершенно озверел от алкоголя и готов подраться не только со своей 17-летней (!) подружкой, но даже и с милиционерами. К счастью, вскоре остатки разума забрезжили в его голове. Мужчина даже придумал "отмазку" - нельзя его забирать, поскольку сторожить больше некому. Но вскоре к магазину подъехал вызванный хозяин.
К РУВД подъезжаем в молчании - каждый думает о своем и не хочет обсуждать происшествие в присутствии парочки, разделенной решеткой.
К утру меня подвозят домой. Членам СОГ остается дежурить еще около трех часов. Их тихая молитва - чтобы ничего больше не случилось. А в восемь ноль-ноль, получив табельные "ПМ" и прочее снаряжение, отправится на утренний развод следующая смена.
Антон ШАБАРДИН.