На Центральном рынке Казани прошла акция «Шеф и яблоко», придуманная Гильдией поваров совместно с Ассоциацией рестораторов и отельеров Татарстана. Акция носит социальный характера и призвана поддержать садоводов и фермеров, заверили организаторы. Как повара тащили мешки с яблоками, проверяли их на нитраты и сравнивали этот фрукт с картошкой, открыто признаваясь в жажде хайпа, — в репортаже «КВ».
Получают выгодный пиар, помогая старикам
Одиннадцать казанских шеф-поваров, облаченных в рабочие кители, вышли на Колхозный рынок в аномальную для столицы Татарстана 37-градусную жару. Вооружившись нитратомерами и большими мешками, они разгуливали по торговым рядам в поисках бабушек, пытающихся продать свой товар в знойный летний день. Впрочем, найти их не составило труда.
Центральный рынок тоже не стал исключением, за его прилавками, переполненными яблоками, можно было встретить как местных продавцов, так и приехавших с соседних регионов — Марий Эл и Чувашии. Жалея пожилых людей, пытающихся заработать, продавая фрукты на душных торговых точках, рестораторы решили закупиться домашними плодами. Как они обещали, после покупки все фрукты пойдут на приготовление различных блюд в ресторанах Казани. При этом повара покупают урожай исключительно по рыночной цене, не торгуясь ни на рубль.
«Гуляя по местным рынкам, мы с Андрюхой [Андрей Саховский, один из концепт-шефов кафе „Сказка"] подошли к бабушке и поинтересовались, сколько стоят у нее яблоки. Бабушка сказала, что отдаст все за 38 рублей. Низкая цена, потому что рынок переполнен яблоками, и они никому не нужны», — рассказал концеп-шеф кафе „Сказка“ Михаил Шарипов про зарождение идеи акции.
Так, за один вечер он вместе с напарником Саховским решили собрать всех своих знакомых и устроить шоп-тур на казанский рынок. Правда, воодушевились повары не только состраданием, но и хайпом. «Да, это пиар, но ведь классно, когда пиар сопровождается благим делом», — честно признался Шарипов.
«Яблоки — уникальный продукт, как картошка»
При всех своих благих намерениях повара и рестораторы не забыли и о профессиональных принципах. Поэтому кроме вместительных мешков и ведер, они взяли с собой нитратомеры. Это приборы, с помощью которых можно проверить содержание нитратов в плодах. Для этого их нужно только продырявить. Так, следуя принципу «доверяй, но проверяй», повара исследовали каждый фрукт под заверения продавцов о 100%-й экологичности домашних яблок.
Правда, никто из бабушек не был против таких мер. Что делали бы повара, если вдруг в продырявленном яблоке оказался химикат, они не уточнили. Но, к счастью, првышенного уровня нитратов в плодах не обнаружилось.
Помимо этого, участники социальной акции оценивали внешний вид фрукта, а также интересовались, где были выращены плоды. «Фрукты выращиваем сами, ничем не опрыскиваем, все натуральное» — объяснила одна из бабушек, приехавшая на рынок из Чувашии.
Как рассказали «Казанским ведомостям» шеф-повара, из этих яблок в ресторанах столицы Татарстана будут готовить различные блюда: от стандартной шарлотки до необычного сырного мороженого.
«Из яблок мы готовим множество блюд. Так, например, пюре из яблок и сельдерея. В рецепте мы заменяем обычное молоко — кокосовым, так как оно схоже по вкусу. Или же приготовим сырное мороженое с карамелизированными яблоками», — рассказал участник Гильдии поваров РТ, Шеф-повар Алексей Чернов.
На акцию бабушки реагировали спокойно
На такое проявление щедрости и яблочного шопоголизма бабушки, их продававшие, реагировали спокойно и без энтузиазма. Возможно, яблоки на рынках Казани продаются и так неплохо, и подобный ажиотаж — не редкость. А вот шагающие по пятам поваров журналисты и фотографы, постоянно снимающие все происходящее, явно смущали и удивляли непривыкших к такой медийности продавщиц.
Но как бы то ни было, участники акции остались довольны как покупками, так и своей идеей. «Очень радует, что Татарстан является частью современной мировой практики, когда появляются идеи, которые реализуются таким образом» — отметил Максим Шарипов.
Обретет ли пилотный проект популярность, пока неизвестно. В планах организаторов акции задействовать шеф-поваров из других ресторанов, чтобы у них рождались подобные идеи и они могли реализовывать их, подчеркнул Шарипов.
В любом случае, даже если акция делается ради хайпа, а местные бабушки на рынке не нуждаются в сострадании, посыл поваров и рестораторов определенно носит позитивный характер. Возможно, оценив качество рыночных продуктов, общепит города перейдет полностью на местную продукцию не столько из жалости к пожилым продавцам и жажды пиара, а сколько из уважения к потребителям.