ПИОНЕРСКОЕ ЛЕТО ШАХЕРЕЗАДЫ

ПИОНЕРСКОЕ ЛЕТО ШАХЕРЕЗАДЫ

news_top_970_100

Главным огорчением в пионерлагере для Зои были ее собственные косы, взлелеянные мамой. Уж возни с ними! Пока утром кое-как заплетешь, того гляди, опоздаешь на линейку - подведешь отряд.

Пионерлагерь принадлежал военному заводу c его специфическим пониманием порядка, к тому же соседство с междугородним шоссе и озерами постоянно подогревало беспокойство персонала за безопасность «контингента». Как удержать под контролем подростков с их вечной склонностью к небезопасным проделкам? Рецепты проверены. В слове «пионерлагерь» сделать ударение - именно лагерь. Требования дисциплины, поднятые до пафоса высокой романтики, патрулирование пограничного периметра («Два метра за забор - исключение из лагеря и в школу сообщим!») и многократное за день пересчитывание по головам под грозные выкрики вожатой: «Не хватало еще из-за вас под суд идти!»

Больше всего Зоя ненавидела так называемые прогулки в лес. До леса - строем с речевками: «Кто шагает дружно в ряд - пионерский наш отряд». Там усадят вокруг пионервожатой на травку - разучивать вирши для очередного массового мероприятия: «Дружно в лагере живем, песни весело поем». А вокруг - деревья, земляника, травы-цветочки... Но - «ни-ззя, не разбегаться, собирай потом вас!»

Горн на отбой - грустный такой распев: «Спать-спать по палатам пионерам и вожатым, а вожатые не спят, по столовой чумаря-ат...»

Спать пионеров загоняли рано - действительно, только после отбоя вожатые могли заняться своими делами. Впрочем, и детки не торопились засыпать. Наступал час сказок, Зоин час, потому что в свои двенадцать была она признана чуть ли не лучшей рассказчицей лагеря. Много читала, память ничего...

Конечно, девочки любят сказки волшебные. Особенно вечный такой сюжетик, обожаемый всеми - от пяти до восьмидесяти пяти лет - про Золушку, а позже - Ассоль, Джен Эйр - о том, как обижают хорошую девочку, а потом появляется благородный принц и... Про Ивана-царевича, что едет за тридевять земель, добывает скакуна престижной марки, корону на голову и до кучи - царевну в жены... Тоже неплохо, но это все-таки мужской сюжет. И конечно, в лагере любят страшилки - про белую руку, черную розу-людоедку и летающий череп с алмазными зубами.

Рассказывать сказки Зое нравилось - какой артист не любит сцены. Лучшими сказочницами вожатые отрядов менялись или одалживали их, иногда даже получая компенсацию - например настольный хоккей в свой корпус на вечер.

В родительский день приехала мама, привезла клубнику и прочее вкусненькое. А дочка попросила захватить в следующий раз книжку «Библейские сказания». Оказывается, пионервожатая Тамара слышала, как она рассказывала историю из этой книжки - про Иосифа, которого братья продали в рабство. Потом сказала, что Зоя  распространяет религиозную отраву и, наверное, из семьи сектантов, не поверила, что история эта из современной, официальной книжки Политиздата. Надо ей книжку показать.

Мама вздохнула:
- Привезу. Только больше не рассказывай из этой книжки. Однако как ты косы-то плести научилась, не хуже меня! Привыкаешь здесь к самостоятельности!

Дочка промолчала. Маме необязательно знать, что с некоторых пор Зоя рассказывала сказки по заказу тех девочек, что помогали ей  по утрам быстро причесаться. Обычно просили повторить понравившуюся, но бывало, фантазировали - например, про моего котенка расскажи, а то и про любимого артиста. Зоя сочиняла сказку, используя привычные сюжеты. Котенок становился заколдованным принцем, а Василий Лановой лихо рубил головы дракону волшебным мечом - хрясь!

В тот вечер Зое предстояло рассказывать в корпусе  мальчиков. Ответственно, конечно. Уже обдумала репертуар: никаких  принцесс, а про индейца, превращавшегося в медведя-гризли, еще ирландскую, про фокусы водяного. Чтобы все солидно. Но после полдника к ней подошли двое из этого отряда. Они слышали, что Зоя придумывает сказки - а не может ли про группу «Битлз»? Гена и Ильгиз их любят очень. Битлы ведь и сами сочиняют про себя вроде как сказки, мультфильм даже сняли. А может, она и не знает ничего про четверку? Нет, Зоя слушала у подружки записи и в журнале читала о «Битлз», но ей трудно было поддерживать разговор с ребятами. Ильгиз давно нравился Зое, и она просто жутко застеснялась - нелепого своего голубого платья с оборкой, разбитой коленки и больше всего - дурацких  кос. Но собралась с духом и сказала, что попробует придумать что-нибудь.  

Когда после ужина Зоя и вожатая Тамара пришли к соседям, их удобно усадили на свободной койке, и юная Шахерезада отверзла уста свои. Заказную сказку она отложила напоследок. К тому времени Тамара, умаявшись за день, задремала в полумраке палаты. А Зоя повествовала, как четверо храбрых ливерпульцев пошли воевать со злым колдуном. Они остригли свои длинные волосы, и каждый волосок тут же превратился в бесстрашного воина. С четырех сторон света четыре армии, возглавляемые битлами, подошли к неприступной крепости колдуна. Они запели - и от этого пения пали, рассыпавшись, стены волшебной крепости. Но колдун засел в уцелевшей башне и посылал оттуда смертоносные огненные стрелы. Тогда тот, что носил очки, снял их, сделал линзу, направил луч солнца на башню - и она взорвалась вместе с колдуном... Зоя все думала, слушает ли ее Ильгиз, нравится ли ему сказка? Даже не заметила, как возмущенно хмыкает проснувшаяся до времени  пионервожатая.

Разбор полетов Тамара отложила на завтра. Утром Зоя уразумела раз и навсегда, почем обходится пропаганда чуждой идеологии и буржуазного образа жизни плюс обман доверия коллектива. Она еще сдуру попыталась оправдаться - ведь пишут, что  битлы стали серьезнее, борются за мир и даже постриглись. В результате получила на свою голову самое страшное из обвинений:

- Воображаешь, что ты умная очень! - Зоя даже покачнулась от стыда. - Они же  капиталисты! Миллионеры! Мы тут собирались на закрытии смены наградить тебя в числе лучших пионеров - за активное участие в общественной жизни! Хороша активность - то библейские бредни, то дикие сказки про рок-н-ролльщиков!

Зоя представила, как была бы счастлива мама, привези она книжку с наградной надписью, как носила бы показывать соседкам и сотрудницам - а теперь не привезет. И разревелась.

- Не вытирай нос косами, платок носить надо, раз такая умная!
- Я не косами, я только бантиком!
- Ба-антиком! Диссидентка ты сопливая!

Позже ей принесли за вчерашнее выступление гонорар - стаканчик с мороженым. Впечатлила, оказывается...

Мороженое продавали вне лагеря, на автобусной остановке - похоже, кто-то бегал  в рискованную самоволку. Принес его Гена. Не Ильгиз. И Зоя совсем захандрила, тем более что вожатая запретила ей впредь рассказывать сказки...

Но через день случилось Тамаре привести отряд на обед - строем, разумеется - раньше времени, столы еще не накрыли и попросили подождать. Вечная головная боль для вожатой - чтобы пионеры, заскучав ожиданием, не разбегались. Она усадила их на скамейки в беседке и величественно кивнула Зое: «Сказку! Какую-нибудь народную...»

Зоя радостно начала:
- Арабская народная сказка. Жил один падишах, и было у него три жены. Две добрые, а третья злая. И задумала злая жена...

Пионервожатая собралась было возмутиться: что еще за три жены? Но ребята сидели смирно, слушали и никто не разбегался. И она махнула рукой - ладно, рассказывай дальше...

Вера МИРОНОВА.

news_right_column_240_400