Татарстан продолжает держать марку столицы «пирамид». После относительно успешной охоты силовиков на «Финико» и Antares в Казани рухнула очередная финансовая организация Raf Systems. Ее создателем был ни много ни мало основатель сайта франшиз «Бибосс» Евгений Иванов.
Предприниматель с самого начала обещал вкладчикам золотые горы, интересный стартап и красивую жизнь, приправляя свои рассказы красивыми словами о криптовалюте и краудфандинговой площадке. Но спустя почти год вместо дерзких речей и многообещающих проектов Иванов лишь на слезами на глазах констатировал: это конец. Сам же «пирамидостроитель» покинул страну, вероятно, не забыв при этом и деньги вкладчиков. Ведь многие из них свои инвестиции так и не вернули.
Как работала финансовая пирамиды, и что будет с несумевшими на ней заработать, читайте в материале «Казанских ведомостей».
«Мы строим реальный бизнес»: куда несли свои «бабки» вкладчики
Проект Иванова Raf Systems был создан в апреле прошлого года. История этого обреченного на провал проекта начиналась очень красиво. Воодушевившись речами Кирилла Доронина, Иванов с самого начала называл будущую пирамиду краудфандинговой платформой, а вкладчиков партнерами. Доход доверчивых инвесторов зависел от вложенной суммы, а прибыль могла достигать до 22% в месяц.
Разумеется, залогом финансового успеха был «пирамидный» принцип: чем больше денег принес, тем больше получил. Минимальная сумма такого вклада — 100 долларов, причем исключительно в криптовалюте. Срок вклада не особо отличался от привычных в подобных финансовых организациях — от 4 до 12 месяцев. Как и положено, Евгений Иванов уверял, что пользователи получат высокую доходность за счет многочисленных инвестиций.
«Мы строим реальный бизнес. На долгий срок. Хотим повысить уровень и качество каждого инвестора. Хейтеры будут хейтить. Но мы за долгосрочную работу. И у нас есть в этом опыт», — писали тогда представители «краудфандинговой платформы» в своем Telegram-канале.
При этом купить сразу большой инвестиционный пакет было нельзя. Действовал принцип последовательности: сначала ты вкладываешь 100 $, затем 200 $, а после 500 и 1 тыс. долларов. Но на этом препятствия для получения прибыли не заканчивались. Потенциальному инвестору также нужно было пройти верификацию, тестирование на знание системы и так далее.
Вывести прибыль было не легче. Она хранилась в криптовалюте на особом кошельке, откуда и можно было забрать деньги. Правда на вывод суммы тоже начислялся процент, который со временем еще и увеличился с 2% до 4%.
Люди думали, что инвестируют в строительство яхт и digital-маркетинг
Среди проектов, в которые вкладывались люди, желающие заработать с Raf Systems, была некая клининговая компания, агентство digital-маркетинга, деньги несли на строительство яхт и даже на майнинг криптовалют. Главной компанией, в которую можно было вложить свои денежки, разумеется был бизнес-портал Иванова — «Бибосс». Этот проект специализировался на продаже франшиз.
По данным системы электронного документооборота «Сбис» доходы «Бибосса» за 2020 год составили 17,8 млн рублей, а вот расходы — 18,3 млн. Логично предположить, что пирамида и создавалась как последний шанс сохранить бизнес-портал на плаву. А вот пирамиду спасти не удалось, и многообещающая краудфандинговая платформа пошла на дно.
Вчера вечером Евгений Иванов уже не так уверенно и дерзко, как прежде, констатировал факт крушения некогда многообещающего it-стартапа. Со слезами на глазах и путаясь в бумажках с текстом, основатель проекта заявил, что Raf реально мог стать мега-проектом, если бы не человеческое малодушие.
«В силу сложившейся ситуации с неспособностью Raf платить по своим обязательствам, я прекращая свою деятельность на посту руководителя проекта и закрываю проект», — обратился ко всем вкладчикам Иванов на своем YouTube-канале.
«Днем на зуме был, а вечером такая дичь»: Иванов сбежал, а вкладчики Raf намерены писать в прокуратуру
Всего пирамида успешно просуществовала несколько месяцев, люди несли в нее деньги — «инвестировали». Некоторые даже, по словам самих вкладчиков, получали доход. Но уже в августе проект ввел лимит на покупку инвестиций. Тогда, в конце лета, представители пирамиды заявляли, что именно сейчас настал последний шанс стать партнером и получить реальный доход. Таким образом, «пирамидчики» объясняли возникшие ограничения — элитарностью финансовой организации, а не проблемами с доходностью.
Но уже осенью в деятельности Raf Systems запахло жареным. В сентябре прошлого года Центральный банк России заподозрил неладное и внес Raf в «список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке». Говоря проще, в список финансовых пирамид. Сам Иванов тогда говорил, что произошло это из-за жалобы какого-то «козла» и, мол, волноваться вкладчикам не стоит.
Возможно, тогда люди и начали массово выводить свои средства, да так, что пирамида наконец рухнула. Сам Иванов удалил все аккаунты в своих социальных сетях. Известно также, что бизнесмен покинул страну. По его словам, он вынужден был это сделать «для сохранения своей дееспособности».
Теперь «кинутые» вкладчики создают сообщества для коллективного заявления в правоохранительные органы. Судя по сообщениям в Telegram-чате «Rаf Скам», они намерены обратиться в прокуратуру и Роскомнадзор.
«Я баланс USTD кошелька в октябре-ноябре мониторил. Откуда USTD мне приходили от Raf, там баланс 123 млн зелени был, по состоянию на позавчера, там тысяч 5 долларов было», — пишет один из пользователей Telegram-чата.
«Днем на зуме был, там красиво план нарисовали на февраль, и такая дичь вечером», — негодует другой.
«В июле 1,8 тыс. долларов закинул. По началу проценты были около 17 в месяц. С декабря снизили до 7,2 %. К 1 февраля в безубытке я отскочил. Понятно, что система на принципах МЛМ работала, все по старой доброй классике», — рассказал нам один из вкладчиков.
Судя по всему, посмотрев на основателя «Финико» Кирилла Доронина, Иванов решил не задерживаться в России и скорее покинуть Родину. Удастся ли правоохранительным органам теперь его найти, — неизвестно, как и то, смогут ли пострадавшие горе-инвесторы вернуть свои деньги. Но, опираясь на традиционный опыт, кажется, что ни у тех, ни у других ничего не выйдет.