Планета, на которой рождается музыка

Выпускники музыкальной школы-колледжа при Казанской консерватории собрались на прошлой неделе в БКЗ им. С.Сайдашева на 55-летний юбилей своего учебного заведения.

news_top_970_100

На одной сцене выступили учащиеся старших классов колледжа, студенты первых курсов и выпускники консерватории. В их числе, пожалуй, самый известный во всем мире ученик школы - пианист Михаил Плетнев, концертирующий органист и ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин, а также один из лучших кларнетистов нового поколения Артур Назиуллин.

Перед концертом гостей приветствовали и представители министерства культуры, и именитые выпускники. Рубин Абдуллин сравнил школу с целой планетой на звездном небе, которую окружают звезды мировой величины и звезды, что только рождаются: «И планете этой дано существовать еще очень долго, потому что на ней рождается музыка и музыканты. А самое главное, она должна осуществить мечты всех тех, кто сидит в этом зале».

После концерта «КВ» удалось взять блицинтервью у директора школы Дениса Маршанского, который рассказал, с чего все начиналось:

- Школа была открыта в 1960 году по инициативе первого ректора Казанской консерватории Назиба Гаязовича Жиганова. К тому моменту подобные школы уже существовали в Москве, Санкт-Петербурге и Свердловске. Профессора консерватории во главе с ректором понимали, что школа нужна и в Казани, что благодаря ей появятся новые музыканты и кадры для консерватории. Назиб Гаязович приложил серьезные усилия для того, чтобы минкульт издал приказ об открытии школы. Первыми педагогами, конечно же, были выдающиеся личности, профессора консерватории.

- Найти одаренных детей - непростая задача во все времена...
- Сотрудники ездили по глубинке, летали в удаленные районы республики и привозили перспективных детишек. Многие из них сейчас гордость республики. К примеру, наш выпускник Ильсур Айнатуллов, родившийся в Буинском районе, теперь заслуженный музыкант, заведующий кафедрой деревянных инструментов консерватории. Начинать такое дело было непросто. Но на дворе были 60-е - «оттепель», и люди смотрели в будущее с оптимизмом. Это создавало в школе особый позитивный настрой. Все педагоги с большой любовью относились к своим воспитанникам. На первом этаже школы располагался интернат, так что для детей из глубинки школа стала настоящим домом.

- Порядки в таком доме всегда спартанские. А какой режим в вашей школе?
- В нашей школе ребенок проводит достаточно много времени. Если, обучаясь в общеобразовательной школе, он посвящает музыке от силы два-три часа в день, то у нас приходит утром и занимается примерно до четырех часов с определенными перерывами. И все это в одной профессиональной среде, где он общается со своими столь же талантливыми ровесниками, обучается у профессоров консерватории. Это работает на то, что в итоге из нашей школы выходят молодые интересные музыканты, которые впоследствии становятся артистами оркестров, известными солистами.

- Настоящий музыкант - это ведь не только техника игры. На что вы еще ориентируете своих учащихся?
- Обучение строится на двух основополагающих вещах. Первое - привитие детям профессионализма. Не потакание ребенку, а планомерное профессиональное воспитание и развитие. Но ребенок растет у нас не только как музыкант, но и в целом как личность. Потому что музыкант - это человек культуры, который понесет в мир либо светлые, либо не самые лучшие качества своей натуры. Выходя на сцену с определенным настроением, ты делишься им с публикой, заряжаешь зал энергией, которая у тебя внутри. Недаром люди нашей профессии говорят, что мы играем себя.

news_right_column_240_400