«Площадки не хотят меня выставлять»: как «перекрывают кислород» коллекционерам Казани
news_header_top_970_100

«Площадки не хотят меня выставлять»: как «перекрывают кислород» коллекционерам Казани

«Почта России» теряет ценные экспонаты, а любимая хипстерами «Смена» не размещает антикварные выставки.

Максим Васильев — обладатель самой крупной коллекции анимационных игрушек в России. Предметы его коллекционирования — это приборы, с которых в 19 веке начался привычный нам кинематограф. Например, стереоскоп, зоотроп и проксинаскоп-театры. Васильев рассказал журналисту «КВ», легко ли собирать антиквариат в России.


Коллекция Максима Васильева насчитывает более 500 экспонатов, уникальных для нашей страны. Среди них, например, есть кинора — знаменитый аппарат братьев Люмьер. Автор не раз организовывал экспозиции в Казани. Главная цель его работы — просвещение населения в сфере кинематографа.


Наша первая с коллекционером встреча произошла на его выставке «Пресинема» в Казанском Кремле. Кремль — единственная площадка, которая согласилась размещать Васильева. ГСИ при Музее изобразительных искусств и центр современного искусства «Смена» отказали ему по одной простой причине — «не наш формат».
Вместе с братом в 2012 году Максим открыл творческий центр «Братьев Васильевых», где они проводят мастер-классы, дни рождения и творческие занятия для школьников. Именно с этого центра и началось увлечение Максима историей анимации. 

«Меня не устраивала чужая коллекция»

Однажды, готовясь к очередному курсу для детей, Васильев изучал историю кинематографа в интернете. Тогда он и понял, что все началось намного раньше первых рисованных мультфильмов начала 20 века. Он не на шутку увлекся этим, нашел частных коллекционеров и музеи по этой теме. Рассказывает, что у него сразу же родилась идея выставки про историю становления кинематографа, потому что в Казани эта тема не раскрыта.

«У нас в городе много разных исторических и краеведческих музеев, а вот именно музея о живом, с чем мы соприкасаемся постоянно, — кино и медиа, не освещены в исторической перспективе», — рассказал Васильев.


Первую выставку они с братом и реализовали в 2013 году совместно с Казанским Кремлем и Московским музеем анимации. «Но чужая коллекция меня не устраивала. Не было возможности контролировать состав экспозиции и показывать определенные предметы. Поэтому в том же году я приобрел свои первые экспонаты», — вот так и зародилась идея коллекционировать анимационные игрушки. Максим добавил, что был большой соблазн собирать экспонаты, связанные с Диснеем, Миядзаки и студией «Союзмультфильм», но он сконцентрировался именно на 19 веке — на том, с чего все началось.


Все экспонаты Васильев покупает на свои деньги. Но выставки организовывает на некоммерческой основе. Возможным это стало благодаря гранту от Президентского фонда культурных инициатив.

Специально для экспозиций они с братом делают интерактивные экспонаты, чтобы посетители все могли двигать и крутить. Именно интерактивная часть экспозиции отличает выставку «Пресинема» от подобных музеев в Европе. «Интерактивная часть экспозиции, конструкции всех приборов, придуманы нами полностью самостоятельно. Интерактивная часть у нас очень обширная, возможно, даже больше, чем во многих европейских музеях», — хвастается коллекционер.

«Игрушек в России нет, приходится покупать в Европе»

Основная сложность такого хобби в том, что игрушки коллекционер приобретает на аукционах в Европе или США, потому что в России таких приборов попросту нет. Некоторые из экспонатов Васильев привез самостоятельно из Франции и Испании.

Васильев рассказал, как работает самый популярный сайт аукционов — eBay, на котором он купил большинство игрушек. Продавец выставляет свой товар, делает описание, прикрепляет фотографии, благодаря этому товар легко находится в поиске по ключевым словам. Когда на сайте появляется что-то из области интересов коллекционера, он получает оповещение. Если вещь заинтересовала, начинает торговаться. Всегда существует определенная дата окончания торгов, до этой даты все участники могут делать ставки.

«На eBay работает система автоматических ставок. Пример, у нас в аукционе шаг торгов — один доллар. Я ставлю 100 долларов и когда кто-то ставит 10 долларов, сайт автоматически ставит за меня — 11. И так пока кто-то не поставит 101 доллар и не перебьет мою ставку», — рассказывает Васильев. С его слов, в теории эта система очень удобна. Можно поставить свою максимальную ставку и просто ждать — выиграл или не выиграл, но на деле покупателям все равно приходится ставить себе напоминание и делать выигрышную ставку в последнюю секунду перед окончанием торгов. 

На сайте введены все данные участников, поэтому если кто-то выиграл торги, он обязан оплатить предмет и сумму доставки, а уже потом ждать покупку посылкой по почте.

«Проблема в том, что все экспонаты находятся далеко, а почта работает ненадежно. Посылок, конечно, теряется мало, но все это идет очень-очень долго, месяцами», — комментирует Васильев. 


К этой выставке, поделился автор, заранее было заказано несколько новых экспонатов, которые организаторы хотела показать, но три из них просто не успели дойти. Хотя куплены были 1,5 месяца назад, а Европа не так далеко.

Кроме нерасторопной почты жизнь коллекционеру отравляют налоги. «Когда игрушки, которые стоят больше 200 евро, переходят границу, за них приходится платить солидный налог», — пожаловался коллекционер.

С 1 января 2020 года пошлина составляет 15% от суммы превышения. Так и получается, что коллекционирование в нашей стране становится в разы дороже. Например, два самых дорогих прибора стоили 2 тысячи евро каждый — это проксинаскоп-театры. Получается, эти игрушки обошлись коллекционеру примерно на 17 тысяч рублей дороже.

Стоимость всей своей коллекции, Максим Васильев назвать не смог. Сказал, что просто не считал, но все расходы записывает.

Сейчас коллекция внушительная, и постоянно пополняется, но, несмотря на большое количество игрушек, хранить и перевозить их, как признался автор, труда не составляет. Хоть игрушки и кажутся большими — это иллюзия. Экспонаты занимают всего несколько коробок, а перевозятся в основном в рамах или кейсах, если экспонаты витринные. 


К слову о проблемах транспортировки коллекции, Васильев расссказал, как на экспозиции случился «курьез». «Здесь, на стене, должна была висеть вторая рама, но, когда наши сотрудники все развешивали, они ее просто подняли и шваркнули. Экспонат благо не пострадал, но стекло разбилось», — теперь уже с улыбкой рассказывает коллекционер.

Не смотря на все трудности — начиная от поиска экспонатов для пополнения коллекции, заканчивая организацией выставок, Максим признался, что покупки и следующие выставки обязательно будут.

«У нас есть несколько интересных идей, пока они в разработке. Областей в рамках общей темы еще очень много», — поделился коллекционер.