Победа в заключительном этапе - это не просто возможность убедиться в своих способностях, но и реальный шанс поступить в лучшие вузы страны на бюджетное отделение. По словам заместителя министра, такие ребята в вузах нарасхват. Большинство из них поступают в столичные вузы, но есть и те, кто выбирают казанские учебные заведения. С каждым годом победителей из Татарстана становится больше: если в 2014 году только 38% наших участников в заключительном этапе стали победителями и призерами, то в 2015-м таких было уже 52% (по эффективности участия региональных команд республика занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга).
Как лучшие становятся лучше
Подготовка олимпиадников - дело ответственное, требующее особого подхода. В ней принимают участие преподаватели вузов, учителя, имеющие высшую квалификационную подготовку. Практические туры проводятся на базе вузов, которые заинтересованы в подготовке олимпиадников - своих будущих абитуриентов. Будущие победители посещают предметные кружки, республиканские профильные смены и тренировочные сборы на базах лучших вузов Москвы, Санкт-Петербурга.
Почему детям недостаточно подготовки в пределах родной республики? Специалисты говорят, что без этого просто никак: олимпиадник должен расширять кругозор, общаясь с другими талантливыми детьми. «У нас были ребята, которые здесь, в республике, думали, что они лучше всех и достигли самых высоких результатов, - поясняет заместитель министра. - А затем мы их отправляли в Киров, где шла подготовка вместе со сверстниками. И некоторые наши ребята понимали, что они, оказывается, не самые лучшие, а, может быть, и отстающие. Это их очень стимулировало, чтобы трудиться и добиться в итоге лучших результатов. Так что отправлять нужно обязательно, потому что это совсем другой уровень подготовки и атмосфера, которая заряжает на новые свершения».
Учеба на грани нервного срыва
Сегодня, когда многие родители озабочены тем, что их дети в школе загружены до предела, актуален вопрос: а надо ли нагружать их еще больше? Так и до нервного срыва недалеко, тем более когда речь идет об интеллектуальной элите с тонкой душевной организацией.
- Некоторые считают, что олимпиадники - ребята некоммуникабельные, закрытые, - говорит заместитель министра. - Это отнюдь не так. Когда лучшие ребята из России приезжают на всевозможные олимпиады, мы видим, насколько они коммуникабельны, социальны и насколько устойчивы психологически к любым стрессам и интеллектуальным нагрузкам.
По словам министра, грамотная подготовка ребенка к олимпиаде - задача не только педагогов, но прежде всего самих родителей. Они должны поддерживать эту инициативу, создать все условия и с пониманием отнестись к интересам ребенка. «А иногда складывается такая ситуация, когда олимпиадник по каким-то направлениям очень силен, а по другим западает. Преподаватель ему говорит: »Ты на мои уроки не ходил, по России ездил, по профильным сменам, вот тебе двойка«. Здесь уже подключаемся мы, муниципальные органы образования, выходим на директоров, чтобы в школе с пониманием отнеслись к этой ситуации и психологическое сопровождение этого процесса было на очень хорошем уровне», - пояснил заместитель министра.
Кстати
Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 общеобразовательным предметам. Новым в этом учебном году на уровне РФ стало проведение олимпиады по итальянскому, китайскому и испанскому языкам. Итоги заключительного этапа олимпиады будут известны в апреле 2016 года.