- По всей видимости, начинают стираться особенности воспитания девочек и мальчиков. Раньше были школы для девочек, в которых прививали конкретно женские черты, учили этикету и домашнему хозяйству. Сейчас этого давно нет. Дома родители тоже не разделяют воспитание мальчиков и девочек и не рассказывают дочерям, какими должны быть настоящие девушки. Стираются грани, поведение мальчиков и девочек становится одинаковым.
Кроме того, на Западе главное - быть успешным. К этому стремятся едва ли не все, вне зависимости от гендерных особенностей. К нам это тоже потихоньку приходит - россиянки стараются добиться высоких результатов в карьере и много зарабатывать. В современном мире материальное благополучие становится важнее, чем многие другие аспекты. И школа, и родители чаще мотивируют подростков добиваться именно финансовой успешности, а отзывчивости и доброте уделяют мало внимания. Мальчики пока еще чувствуют больше ответственности, девочкам же многое прощается.
- Но как агрессивное поведение поможет девочкам добиться успеха?
- Агрессия - один из способов привлечения внимания. Возможно, современные подростки не знают других способов проявить себя. Они не могут распознать свои способности, и им становится легче доказать индивидуальность насилием. Также можно предположить, что современная молодежь не имеет навыков общения. Подростки не знают, как находить компромиссные решения. На это нужно обратить внимание педагогов. Да, учителя дают школьникам знания, но ведь у них есть и воспитательная функция. Однако в школе, скажем, преподаватель математики считает, что в его обязанности входит только обучение предмету. А вот умение вести диалоги, полемику не приобретается ни в школе, ни дома. Родители обычно говорят, что пришли с работы уставшими, им не до детей. В итоге подростки видят, что ситуацию можно урегулировать грубым словом. А если это не помогает, можно еще и ударить.
- Чаще лидеры детского коллектива выбирают мишенью самого слабого...
- Лидеры стараются подавить тех, кто не согласен с ними. Они могут единолично принимать решения, а несогласных просто запугивают. Иногда агрессоры сами манипулируют из-за страха. А если видят сопротивление, то реагируют негативно.
- Но порой подросткам кажется, что к ним относятся несправедливо...
- Чаще всего причины агрессивного поведения все же есть. Нужно постараться понять, почему окружающие так относятся к подростку. Скажем, меланхолики очень тревожны, подвержены страху, по их взгляду видно, что они не уверены в себе. Асоциальные личности видят это и делают такого человека предметом насмешек.
Приведу пример из собственной практики. Ко мне за помощью обратилась школьница. По словам девочки, в классе ее никто не любил, хотя она хорошо училась, была очень умной и начитанной. Пообщавшись, я поняла, что причина в ней самой. Считая себя самой умной, девочка видела в остальных только дураков и ставила себя выше других. Как же в таком случае могли к ней относиться окружающие? Девочка сама неосознанно вызывала в свой адрес неприятие. В этом случае нужно работать над собой, чтобы снова вписаться в коллектив.
- А если проблема в агрессоре?
- Есть дети с неуравновешенной психикой, им нужна консультация психиатра. Одна мама мне как-то пожаловалась, что в школе мальчик пристает к ее дочери. Я выяснила, школьник абсолютно неуправляемый, с ним не может справиться даже классный руководитель. В таком случае через классного руководителя нужно обратиться к родителям учащегося. Они должны показать ребенка специалистам. Иначе результатом такого поведения могут стать случаи, о которых мы читаем в новостях. Но ведь плачевных ситуаций можно избежать.
- Часто о том, что ребенок - предмет насмешек в детском коллективе, родители узнают в последнюю очередь...
- Дети действительно не всегда доверяют родителям. Они считают, что мамы и папы только лишний раз отругают их. В итоге над подростком издеваются, но он молчит до тех пор, пока все это не выльется через негативные каналы. Если родители видят, что ребенок расстроен, нужно обязательно узнать, что случилось.
- Как вариант - позвонить классному руководителю?
- Да, нужно узнать, есть ли у ребенка проблемы в школе. Однако следует понимать, что учителя бывают разные. В следующем случае из моей практики в школе между девочкой и мальчиком-хулиганом произошло нечто неприятное. Девочка рассказала об этом маме, та в свою очередь - классному руководителю. Учитель вызвал обидчика и наказал его, решив, что воспитательная работа проведена. Мальчик же только разозлился, и девочка пострадала еще больше. Родителям ничего другого не оставалось, как перевести дочь в другую школу.
- Всегда ли смена школы - решение проблемы?
- Как-то ко мне на консультацию пришла одна мама и рассказала, что ее ребенок сменил уже три школы, а история все та же - его считают изгоем. Но ведь это о чем-то говорит! Повторяю: нужно беседовать с самим ребенком, проблема может быть в нем. Однажды, когда подросток не мог вписаться в коллектив именно из-за своих внутренних качеств, я тоже посоветовала ему сменить школу. А чтобы ребенок смог влиться в новый коллектив, он прошел курс работы с психологом.