Автовладельца уже не удивишь тем, что у нас литр бензина стоит практически столько же, что и в США. Например, в Калифорнии в пересчете на наши «деревянные» его цена равна 14 рублям. Вот только пособие там по безработице около двух тысяч долларов, не говоря уже о зарплате. Так что даже для безработного на старом драндулете трата на бензин - мелочь. У нас же подобные зарплаты в общем-то редкость. Но российский народ ко всему привычен. Лишь бы его совсем к стенке не прижимали. А до недавнего времени так и было. По крайней мере в бензиновой сфере... Что же произошло, что так изменило внутреннюю нефтяную конъюнктуру? В беседе с экспертами удалось узнать следующее.
Два года назад цена за тонну нефти равнялась 1200 рублям. Все издержки нефтяников ею благополучно покрывались, и цены на бензин были стабильными, поскольку финансовые потоки, как установила Счетная палата России, прокручивались через офшоры - фирмы, центр контроля и управления которыми находится за рубежом или в другом регионе. Они извлекают прибыль вне пределов этой юрисдикции, не платят налог на получаемую и распределяемую прибыль. То есть финансы нефтедобытчиков были вне контроля государства. Отсюда и сверхприбыли. И цены на бензин держались стабильно. При этом, как уже говорилось, государство нефтеденег не видело.
Но смекнули в верхах что к чему. Заставили наконец нефтяные корпорации бухгалтерию сбыта и нефтепереработки засветить. В результате расплачиваться за государственную «заботу» пришлось народу. Как всегда.
Нефтедобытчики напряглись. Но и здесь выход нашелся быстро: цена за тонну нефти увеличилась в три раза. Естественно, цены на бензин тоже поднялись, и теперь они у нас почти что калифорнийские.
Может, государство намеренно подводит цены на внутреннем рынке к мировым? Но ведь в Европе бензин стоит в среднем 45 рублей!..
Фактически решение засветить финансовые потоки нефтяных компаний привело к тому, что их сверхприбыли были просто-напросто легализованы. Но неизвестно только, перепадет ли что-нибудь от этого простому россиянину.
Часто можно услышать, особенно после увеличения экспортных пошлин на нефть, мнение о том, как тяжко теперь придется нефтяникам. Но ведь речь идет о рынке внешнем, а не внутреннем. Государство фактически бессильно перед ценовым понижением. Сейчас оно может лишь способствовать повышению цен путем повышения налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, пока нефтяники вместе с государством решают свои проблемы, население вынуждено их оплачивать. Цены же на бензин до тех пор будут ползти вверх, пока здесь не будет порядка.
По словам специалистов, если такая тенденция сохранится, бензин подорожает еще рубля на три-четыре. А за этим последует и перманентное повышение цен практически на все остальные товары.
Вот вам и рыночная экономика. Кстати, в чистом виде у нас в стране ее и нет. Нет ее и в США, которые приводят в пример как страну с идеальной политэкономической системой. Там своя суперсистема еще со времен Великой депрессии утвердилась - неолиберализм называется. Это когда государство активно вмешивается в социально-экономическую сферу. Но это уже совсем другая история.
Зуфар ДАВЛЕТШИН.