«Почему Казань не самый читающий город в России?»
news_header_top_970_100

«Почему Казань не самый читающий город в России?»

Так называлась статья, опубликованная в «КВ» 16 мая с.г. В ней мы рассказали о положительном опыте работы липецкого ЗАО «Роспечать» по продаже газет и журналов. И задались целью ответить на вопрос: какие условия создают в Татарстане местным сетям распространения газет и журналов, чтобы сохранить у нашего населения культуру чтения? Первыми на публикацию откликнулись руководители ОАО «Экспресс-печать» и ОАО «Горпечать».

Куда исчезают газетные киоски?


Холдинг «Роспечать» (г. Москва) является лидером в распространении газетно-журнальной продукции на территории Республики Татарстан с 2000 года через сеть ООО «Экспресс-печать». В Татарстане через сеть холдинга «Роспечать» осуществляется продажа более 5 млн экземпляров печатных изданий. Из них республиканские издания и издания с региональной вкладкой составляют 54%. Ситуация на рынке распространения печатной продукции сегодня такова, что идет сокращение киосковой сети и других форм распространения периодики, что приводит к падению тиражей газет и журналов. Розничные продажи прессы до сих пор занимают львиную долю в доходах издателей. Его ограничение может привести к возможным убыткам. Основной проблемой является сложность юридического оформления договоров аренды муниципальной земли под объекты реализации газет и журналов. На сегодня в Казани сеть из 119 газетных киосков «Экспресс-печати» сократилась на 30%. Предоставление земельных участков под объекты мелкорозничной сети регламентировалось решением Казанской городской Думы №8-44 от 26.11.2009 (№49-11 от 26.08.2006), постановлением исполкома г. Казани №4382 и в соответствии с ФЗ №381 от 28.12.2009. Однако согласно ФЗ не было предоставлено преимущественное право пролонгации договоров на аренду земельных участков, объекты которых эксплуатировались до утверждения схемы дислокации объектов мелкорозничной сети.Право предоставления аренды муниципальной земли осуществлялось путем проведения аукционов. Цена лотов составляла от 200 тыс. руб. до 2 млн руб. Для компаний, осуществляющих реализацию газетно-журнальной продукции, окупаемость всех расходов с учетом реконструкции действующих газетных киосков и ежемесячной оплаты аренды составляет 5 - 7 лет. А право размещения объекта на арендуемой земле составляет лишь 5 лет без возможности пролонгации. Тем самым высокобюджетные вложения являются экономически нецелесообразными.Победителями аукционов стали юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые с целью получения выгоды и покрытия всех расходов изменили профиль продаж (выпечка, кондитерские изделия, бытовая химия). Необходимо констатировать факт, что никто из победителей аукциона не возвел ни одного киоска по профилю «печатная продукция». Уничтожение канала по распространению прессы значительно ограничит доступ населения к печатному слову и информации, что может повлечь существенное снижение объема распространения изданий. В том числе изданий ОАО «Татмедиа», которые отсутствуют в крупных ритейлерах г. Казани.

О.А.КУЗНЕЦОВА, генеральный директорОАО «Экспресс-печать»


Нужна государственная поддержка отрасли!


На сто процентов согласен с мыслями, высказанными в статье «Почему Казань не самый читающий город в России?», о том, что киосков прессы на душу населения у нас не хватает и необходимо увеличивать их количество.
Один из самых важных моментов в нашей работе - в торговых павильонах мы всегда стараемся предложить и поддерживать максимально возможный ассортимент прессы. При этом с 2007 года каждый киоск нашей торговой сети оснащен мобильным телефоном. Мы активно применяем телефоны для корректировки тиражей, поставок на топовые товары с полным осознанием того, что пресса была, есть и будет бюджетообразующим товаром нашей торговой сети. Но тенденции развития рынка печатной прессы не самые благоприятные. Все меньше предпочитающих получать информацию с помощью печатных носителей. Это происходит по всему миру. А то, что в Липецке отмечается прирост продаж прессы, - комбинация многих факторов, и нет никакой гарантии, что этот прирост будет устойчивым.Давайте посмотрим на ассортимент сети в целом. Во всех западных странах в газетном киоске можно купить не только прессу, но также снеки, лотерею, товары первой необходимости. И все это потому, что ускоренный ритм жизни современного человека не позволяет ему стоять в очереди в магазине или в кафе, чтобы купить отдельно кофе и отдельно газету к этому утреннему кофе. Поэтому ассортиментная политика должна быть направлена на расширение перечня продаваемых товаров! Несколько лет назад благодаря Кабинету министров Республики Татарстан был узаконен перечень продукции (помимо газет и журналов), разрешенной к продаже в торговых точках без кассовых аппаратов (распоряжение Кабинета министров РТ от 26.05.2005 г. №740-р). Но сегодня мы столкнулись с действиями сотрудников  Роспотребнадзора, которые посчитали возможным более чем на месяц закрыть одну из наших торговых точек, не обращая никакого внимания на федеральные законы и постановления Кабмина РТ. Закрыли точку рядом с оперным театром - и отрубили жителям доступ к свежей прессе!Добавлю, что наша сеть распространения по итогам 2012 года, по мнению Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), признана лучшей в России. А наш формат - наиболее эффективным. Мы профессионалы в своем деле. Единственное, чего нам не хватает, - быть услышанными. Для успеха такого важного и социально ответственного бизнеса, как наш, нужна благоприятная почва и государственная поддержка отрасли. Например, в Великобритании и Дании размер НДС - применительно к распространению журналов и книг - составляет 0%. Во Франции есть льготы не только по НДС, но и по другим видам налогов, например земельному. Кроме того, там же государство, осознавая важность отрасли, идет на ее прямое фиксированное дотирование. Давайте признаем эти реалии мирового рынка распространения прессы! Тогда киосковая сеть распространения в нашей республике будет такой, какой мы все хотели бы ее видеть.

З.З.ХАКИМЗЯНОВ, руководитель ОАО «Горпечать»