Почему Казань не самый читающий город в России, а газетный киоск уже не очаг культуры?

Каждую неделю в редакции газеты «Казанские ведомости» раздаются звонки от читателей, которые не могут купить нашу газету в газетных киосках.

news_top_970_100
Самые упорные нередко приезжают к нам, чтобы приобрести газету. Но на все наши просьбы увеличить розницу местные распространители машут руками: продать бы то что взяли! При этом наценка продавцов на газету «Казанские ведомости» достигает 100%. В очередной раз редакция «КВ» решила провести расследование, чтобы выяснить, действительно ли так сильно упал интерес к чтению газет у населения или дело в том, как организована их продажа (см. «КВ» от 1.04.2008 г. - «Первого апреля нам не смешно», 10.04.2008 г. - «Какая пресса нужна Горпечати?», 22.04.2008 г. - «Как экономическая проблема превратилась в политическую», 20.09.2012 г. - «Город без газет: в кого мы превратимся без чтения?»).Для этого делегация Татарстана во главе с первым заместителем руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Фаритом Шагиахметовым выехала в Липецк за прогрессивным опытом работы, которым на всю страну прославилось липецкое ЗАО «Роспечать».

600 покупателей в день


На одной из улиц Липецка нас пригласили в просторный киоск «Роспечати». Середина дня, а два киоскера не скучают: буквально в четыре руки обслуживают покупателей, которые то и дело заглядывают в окошечко, прося газету или журнал. Как не купить свежую местную прессу, если, например, «Липецкая газета» стоит всего 5 рублей! (Для сравнения: «Казанские ведомости», выходящие по будням, стоят в киосках Казани 7 рублей.) Весь ассортимент, в основном это газеты и журналы, хорошо виден с улицы. Площадь киоска - 19 кв. м, есть где товар разложить. Если покупатель не сориентировался, киоскеры тут же спешат на помощь. На их лицах приветливые улыбки, на разговоры с покупателем они не скупятся. В результате за день к киоску подходит примерно 1500 - 2000 горожан, из них 600 делают покупки. (В Казани этот показатель удручающе низок - примерно 136 покупателей, по данным ООО «Экспресс Печать».) При этом в Липецке проживает 506 тыс. человек, а в Казани - 1 млн 176 тысяч. Откуда же в Липецке такая любовь к чтению?

«Брось мышку - возьми книжку!»


Оказалось, что местная власть взяла курс на то, чтобы сохранить у своих читателей привычку к чтению газет и книг. Ее встревожили социологические замеры молодежной среды. Два года назад 82% опрошенных молодых людей в Липецке утверждали, что они положительно относятся к читающим сверстникам. При этом на вопрос, как ваши сверстники относятся к читающим, положительный вариант ответа выбрали только 52% опрошенных. По мнению социологов, такое расхождение в цифрах говорит о том, что в молодежной среде читать становится не модно и не престижно.Тогда губернатор области Олег Королев начал создавать все условия для продвижения культуры чтения в массы. Кстати, в Липецке решительно отказали москвичам, пытавшимся захватить местную розничную сеть. В Казани же столь любимые казанцами киоски «Горпечать» ушли в руки москвичей. С тех пор в нашей столице нет местной крупной сети распространения. ЗАО «Роспечать» Липецка получило в аренду землю под киоски сроком на 10 лет по фантастически низкой цене - 12 рублей за один квадратный метр. (В Казани стоимость земли под аренду киоска колеблется, по данным ООО «Экспресс Печать», от 170 до 1000 рублей за квадратный метр в зависимости от места расположения объекта.) ...И власть Липецкой области выступила с инициативой «Липецк - самый читающий город в России среди молодежи». Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области стало регулярно проводить специальные рекламные кампании по пропаганде культуры чтения среди молодежи. Например, в прошлом году был организован конкурс социальной рекламы на тему: «Брось мышку - возьми книжку!» Молодые люди сами придумывали рекламные плакаты, аудио- и видеоролики, в которых читающая молодежь выглядит привлекательно. Также была проведена акция «Книгофонд» - известные люди Липецка и области, менеджеры крупных компаний, губернатор, депутаты, общественные деятели передали волонтерам свои любимые книги с дарственной надписью. Затем книги были розданы студентам липецких вузов. В 2013 году в Липецке было организовано движение «Буккроссинг», когда прочитанная книга отдается любому желающему ее прочитать. Начали со школ. В них появились специальные стенды для буккроссеров. В итоге сегодня липецкие буккроссеры обмениваются книгами в кафе и встречаются на флешмобах. А киоски «Роспечати» украсила наружная реклама «Люди Ч», отражающая новый для Липецка тренд: читать модно и престижно, особенно в молодом возрасте. Когда власть объединила усилия распространителей газетно-журнальной продукции, книготорговцев, библиотек, то интерес к чтению в молодежной среде вырос на 14%, констатировали социологи. - Интерес к чтению печатных изданий у населения не падает, - утверждает Дмитрий Белокопытов - начальник Управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области. - Просто в эпоху бурного развития интернета торговля периодикой и книгами должна быть максимально приближена к читателю и, я бы сказал, организована на высоком культурном уровне. Наши киоски «Роспечати» притягивают взгляд, они действительно блестят обложками журналов, пестрят яркими газетными заголовками. И, проходя мимо, сразу ловишь себя на мысли: «Что бы почитать?»

В чем прелесть липецкой «Роспечати»?


«Газету, которую мы делаем с душой, в Липецке с душой продают», - утверждает Юрий Иванович Таранцов, генеральный директор воронежского издательства «Свободная пресса» - крупнейшего партнера липецкого ЗАО «Роспечать». Этому есть ряд наглядных подтверждений. В ЗАО «Роспечать» не берут с новых клиентов никакой платы за вход в сеть. Киоски - их 176 (в Липецке - 99, в области - 77) - работают в будни с 6 утра до 20 часов, в воскресенье - с 8 до 20 часов без перерыва и выходных. Доставка свежей прессы в киоски осуществляется трижды в день: первый раз в пять утра, второй - в середине дня, в третий раз остатки товара перебрасывают в те киоски, где все распродано. Всех киоскеров, а это 346 человек, руководство «Роспечати» обеспечило мобильными телефонами, чтобы продавцы могли оперативно обмениваться информацией об остатках или дефиците. Почему бы этот опыт не применить в Казани? Тогда столь болезненный для редакций и распространителей вопрос о возврате нереализованных газет и журналов будет решен. У нас же выгрузку товара делают только с утра.Торгует липецкая «Роспечать» в основном газетно-журнальной продукцией. Доля сопутствующих товаров составляет всего 12 - 18%, и это только книги, канцтовары, игрушки. (В отличие от казанских киосков в липецких нет ни продуктов, ни табака, ни снеков.) Средний товарооборот - 238 тыс. рублей в месяц, в киосках побольше - свыше 600 тыс. рублей. Уровень рентабельности в компании - 5 - 7%. Средняя зарплата киоскеров - 14 - 16 тыс. рублей. У тех, у кого товарооборот максимальный, она достигает 21 тыс. рублей. На такую зарплату можно привлечь весьма квалифицированных продавцов, поэтому их в Липецке большинство. (К сведению, в Казани большинство киоскеров получает 6 - 8 тыс. рублей.) - Липецк - единственный город, где у нас растут тиражи, - говорит Таранцов и объясняет почему. - Власти Липецкой области установили щадящие тарифы для сети распространения периодической печати. Это обернулось и большим товарооборотом, и ростом тиражей. В итоге всем хорошо! И издателям, и распространителям, и читателям. Об этом мечтают многие издатели в России, но пока делают это только в Липецке.

Кадры решают все


Всей киосковой сетью ЗАО «Роспечать» более 30 лет руководит Валентина Полуказакова. Она ведет свое дело так, что власти идут ей навстречу, а криминал отступает, наткнувшись на решительное: «Не продается!» Это руководитель, в котором высокий профессионализм и требовательность сочетаются с человеческим отношением к тем, кого она берет в свою команду. В киоске на улице Горького два киоскера буквально расцвели, увидев шефа. В середине дня наплыв покупателей был столь велик, что киоскеры работали вдвоем. Выждав паузу, они поделились секретами успешной торговли. Допустим, подошел покупатель со ста рублями сделать рублевую покупку. Они так поработают с ним, что он все сто рублей оставит в киоске! Что немаловажно, к продажам Валентина Ефимовна привлекла большое число педагогов, вышедших на пенсию. В силу своей профессии умеют эти люди продвигать культуру чтения! В Липецке люди идут в киоски за хорошим настроением, пообщаться с киоскерами, которые всегда доброжелательны, приветливы и в курсе новостей. А в России жалуются на нехватку киоскеров. Проблему руководство ЗАО «Роспечать» решает не только с позиции зарплаты. Оно создало привлекательный соцпакет для своих сотрудников. Работники «Роспечати» получают солидные суммы в тех случаях, когда серьезно заболели (50 тыс. рублей и выше), отмечают юбилей (от 5 тыс. рублей), провожают детей в первый класс (от 5 до 10 тыс. рублей). Выделяются премии к различным праздникам, матпомощь на санаторное лечение, похороны близких и т.д. Кто убежит с предприятия, где во главе угла не только прибыль, но и внимание к людям? Известна Полуказакова и своей благотворительностью. Помогает церкви, Союзу журналистов, другим нуждающимся. Неудивительно, что за глаза в коллективе «Роспечати» Валентину Ефимовну называют мамой.

Киоск - очаг культуры или шаурмы?


Теперь нам остается решить главную загадку. Почему власти Липецкой области смотрят на киоски как на очаг культуры, а наши видят в них всего лишь объекты мелкорозничной торговли? Невооруженным глазом видно, что в Казани не хватает киосков прессы (если в Европе на 800 жителей приходится один киоск, то в Казани - один киоск на 5 тыс. жителей). Тем не менее новые участки под киоски прессы не выделяются годами. А если выделяются, то выиграть в тендере, где стоимость места под киоск доходит до 2 млн рублей, для наших распространителей периодики нереально. В итоге на городских улицах вместо очагов культуры появляются, образно говоря, киоски «Шаурма». (Так, на 1.05.2013 года в киосковой сети ООО «Экспресс Печать» из 119 киосков осталось 82.)Увиденное в Липецке первый заместитель руководителя республиканского агентства Фарит Шагиахметов комментирует так: «Власть обязана заботиться о том, чтобы население было здорово не только физически, но и духовно. Она обязана воспитывать личность. Нация будет культурна, образованна, воспитанна только в том случае, если для этого будут созданы условия. Доступные услуги по получению и распространению качественной информации входят в их число». Когда-нибудь губернатор Олег Королев и руководитель ЗАО «Роспечать» Валентина Полуказакова войдут в историю Липецкой области как подвижники, всячески стремившиеся сохранить у населения привычку к чтению газет и книг. Валентина Ефимовна рассказала нам о беспрецедентном случае в ее практике. Несколько лет пожилой житель райцентра Усмани, что в 75 км от Липецка, писал ей письма о том, что вынужден проезжать шесть остановок, чтобы купить газету в киоске. Ветеран войны и труда настоятельно требовал свежую газету к утреннему чаю. А в Усмани доходы у киосков кот наплакал - это малонаселенный город, в котором накладно содержать киоски. Однажды в кабинете у Полуказаковой раздался телефонный звонок. Звонил губернатор: «Ну что, поставим нашему ветерану киоск поближе?» До самого верха добрался с жалобой любитель газетного чтения. И жаждавшему свежей газеты поставили киоск. Так система повернулась лицом к одному человеку! Валентина Ефимовна с улыбкой вспоминает об этом: «Дает нам этот киоск в месяц тыщ тридцать пять, но держим. А как же наша деловая репутация?» В Казани ситуация иная. Большинство чиновников считают, что прессу надо читать в интернете, а бумажные газеты в двадцать первом веке не прижились. Сидя на совещаниях в обнимку с нотбуками и айпадами, они всерьез думают, что большинство наших граждан интернет-пользователи. Им невдомек, что огромная часть населения, особенно возрастная, отнюдь не «висит» в интернете, а спешит с утра к почтовому ящику или городскому киоску. Для старшего поколения газета продолжает оставаться источником качественной информации. (Кстати, мэр Липецка тоже покупает газеты в киоске.) Правы финны, которые утверждают, что интернет - это фастфуд, к нему обращаются, когда надо что-то быстро узнать. А хорошая газета - это ресторан, где информацию готовят профессионалы своего дела. К тому же газеты занимают нишу и общественной дискуссии, где никто не прячет свое авторство за ником. Это трибуна для серьезного разговора об окружающей действительности. И в мире уже работает ряд национальных программ, чтобы со школьной скамьи приучать к чтению газет и журналов молодое поколение. Например, Николя Саркози, будучи президентом Франции, не смирился с кризисом издательского рынка, а принял план по поддержке газет. «В него вошли и налоговые льготы, и реформа системы распространения, и такое направление помощи, как программа по стимулированию чтения. Так, все французские подростки могут бесплатно подписаться на любое издание из определенного государством списка» (журнал «Эксперт», №44 за 2012 год, «Печатная пресса - право на жизнь»).А что в Татарстане? Кого поддержат наши власти: прессу или шаурму? В чьи руки мы отдаем идеологию - уличных торговцев едой или российских бизнесменов? Напоминаем, в 2008 году ОАО «Горпечать», уже имеющее московское руководство, сославшись на убытки, расторгло договоры на поставку печатной продукции с несколькими местными газетами, в том числе и с нашей. Только после шума в СМИ и вмешательства Президента РТ конфликт был исчерпан. Давайте обсудим, что мы хотим: растить читающих, думающих граждан или нас устраивает нечитающее население - бездумные потребители, бродящие по городским улицам с бутылкой пива в руках, сигаретой в зубах и непечатным словом на устах?

news_right_column_240_400
news_bot_970_100