Мы привыкли к греющему душу выражению, что жизнь человека бесценна. В духовном плане это бесспорно. Обыденное сознание противится употреблению понятий «денежная оценка», «курс рубля» и им подобных применительно к человеческой жизни. Но жизнь сложна и многогранна, и возникают, к сожалению, все чаще ситуации, когда использование экономических терминов в отношении человеческой жизни и здоровья необходимо.
По причине изношенности основных фондов предприятий, безудержной погони за прибылью и просто из-за головотяпства в нашей стране все больше и больше получают увечья и гибнут люди. В таких случаях возникает вопрос о компенсации родным и близким погибшего затрат на похороны, на содержание осиротевших детей и других расходов. Такие компенсации назначаются у нас по решению высоких чиновников и могут составлять разные суммы. Но подобные деликатные выплаты не могут зависеть от настроения чиновников, каких-либо соображений, а должны быть четко установлены законом, что и сделано во многих странах мира.
Так, в Великобритании стоимость человеческой жизни оценивается в не менее 50 тысяч фунтов стерлингов, в США составляет в среднем 240 тысяч долларов. Кроме того, у них есть оценка полученных телесных повреждений до, по нашим понятиям, шишек и царапин. На волне перестройки попытка подобной оценки предпринималась и в СССР. Инструкция оценивала гибель человека, имевшего семью, в 23789 рублей (какая точность!), а не имевшего - в 19510 рублей. При переводе по хитрому сбербанковскому коэффициенту 15 это, соответственно, 356835 и 232650 нынешних рублей.
Если же у нас будут ценить своих граждан, как ценят своих в США, то сумма компенсации за гибель каждого нашего гражданина сегодня должна превышать 7 миллионов рублей.
Высокая денежная оценка жизни своих граждан является неотъемлемым признаком демократического государства. Она оказывает положительные сдвиги в условиях жизни всего общества, так как вынуждает во избежание предъявления судебных исков вкладывать значительные средства в экологию, технику безопасности на производстве и в других сферах деятельности, в экспертизу зданий и сооружений и во множество других составляющих, которые могут стать источниками повреждения здоровья граждан или причинами их смерти.
Если бы у нас имелась высокая оценка жизни наших граждан, то, возможно, не произошли бы многие трагедии вроде той, что случилась в «Трансвааль парке» или на каруселях в парке «Лианозово». Один из доводов противников высокой оценки жизни наших граждан состоит в том, что она отпугнет инофирмы от строительства на территории нашей страны каких-либо предприятий. Но думается, что инвесторов, считающих российский народ за бесплатный придаток к станку или шахте, вообще не стоит допускать к нам со своими стройками.
Недавно наши граждане дружно проголосовали за депутатов новой Госдумы. Почему бы кому-то из них не стать инициатором принятия закона о высокой денежной оценке жизни и здоровья граждан России?
Лев КОСТЮЧЕНКО.