Почему надо идти на выборы?
news_header_top_970_100

Почему надо идти на выборы?

Сегодня мы начинаем цикл материалов, посвященных реформе местного самоуправления, старт которой дал Федеральный закон №131. А начать этот большой и серьезный разговор хотим с беседы нашего корреспондента с заместителем Председателя Государственного Совета республики Риммой РАТНИКОВОЙ.

- Римма Атласовна, сейчас многие СМИ пишут о предстоящих переменах в структуре местной власти. При этом нередко подают реформу как некое ноу-хау. Но ведь в России не раз делались попытки формирования власти снизу вверх?

- Совершенно верно. Более того, самоуправление как форма власти гораздо древнее, чем власть государственная. К примеру, новгородское вече историки считают формой самоуправления. Там органом, принимавшим решения, был сход горожан, где силой голоса новгородцы решали свои насущные проблемы. Элементы местного самоуправления вводились даже при таких самодержцах, как Иван Грозный и Петр I. По принципу, когда граждане берут на себя решение вопросов местного значения, а что не под силу - делегируют наверх, построены европейские модели самоуправления. Им, кстати, по нескольку веков, швейцарской модели, наверное, лет 800. А вот в России самоуправление приживалось трудно. Вслед за каждой попыткой ввести его следовали контрреформы, откат, государство связывало инициативу жителей. Между тем никто не знает так проблемы на местах, как те люди, которые живут там. А у нас доходит до смешного, когда президент страны помогает провести воду в отдельно взятое село. Да не царское это дело! И здорово, что Россия наконец решилась в полной мере использовать мировой опыт обустройства жизни.

- В чем, по-вашему, состоит главная суть предстоящей реформы?

- В том, что люди под свою ответственность и свою инициативу, непосредственно сами или через избранных депутатов будут управлять территориями проживания. Вся власть станет выборной, и никто не будет назначать гражданам руководителей. Самоуправление - власть не государственная, самостоятельная, в какой-то степени, наверное, можно сказать, отделенная от государства. Муниципальная власть не решает глобальных вопросов, таких как оборона государства, установление налоговых правил и т.д. Она не занимается политикой, а решает местные проблемы - занимается обустройством сел и городов, нашим с вами бытом: чтобы в домах было тепло, светло, работали лифты и так далее. Причем эти вопросы никак не назовешь мелкими - ведь из-за их нерешенности и возникают порой глобальные политические проблемы. Таким образом, со следующего года в стране власть будет "перекроена": останутся два уровня государственной власти (федеральная и республиканская) и будут сформированы два уровня власти муниципальной - в поселениях и муниципальных районах.

- Наших читателей больше интересует, как будет формироваться новая власть в столице республики.

- Законом Республики Татарстан Казани присвоен статус городского округа. Это такая разновидность муниципального образования, которое станет одновременно муниципалитетом и первого, и второго уровней. Четко можно сказать, что в Казани будет единый представительный орган - городская дума, депутатов в которую нам предстоит избрать 16 октября. То, что сейчас в городе идет борьба за 50 депутатских мандатов, думаю, известно всем. Те, кто их получат, и станут основой новой власти в городе.

- Что произойдет с районными администрациями?

- В одной из газет написали, что администрации будут ликвидированы, вопрос стал приобретать ажиотажный характер. Но тут надо пояснить, что как органы государственной власти будут ликвидированы администрации не только в Казани, но во всей республике. На их месте уже сами вновь избранные депутаты местного самоуправления будут формировать муниципальную власть, которая, как мы уже говорили, государственной не является. Однако органы местного самоуправления станут правопреемниками власти сегодняшней. Так что ни о каком периоде безвластия или серьезного двоевластия говорить не приходится. Власть от государства должна плавно перейти в руки народа и избранных им депутатов.

Теперь о столице. Как известно, несмотря на то что Казань имела деление на районы, обозначенные в Конституции республики как административно-территориальные единицы, они в последнее время не имели самостоятельных представительных органов. В свое время районные Советы были объединены в Казанский Совет народных депутатов, который и действует поныне. Федеральный закон и в будущем подразумевает, что городской округ - это единая территория, на которой не может быть самостоятельных муниципальных образований. Кстати, именно поэтому в Казани были распущены и управы.

- Значит, районных администраций в Казани тоже не будет?

-В нынешнем виде - нет. Но вопрос о структуре местного самоуправления будет решать городская дума. На первом же заседании избранные 16 октября депутаты из своего числа выберут главу муниципального округа Казань, и этот же человек будет возглавлять представительный орган, то есть городскую думу. По закону до 10 процентов депутатов могут работать на постоянной основе, следовательно, в городской думе освобожденных депутатов может быть пятеро, а поскольку бюджет города позволяет, то и несколько больше. На первых же заседаниях депутаты будут решать, как сформировать в Казани исполнительную власть. По закону она теперь будет называться исполнительным комитетом. Поскольку таким огромным городом, в котором проживает миллион двести тысяч жителей, руководить из одного центра очень трудно, весьма вероятно, что исполком будет иметь филиалы в нынешних районах. Но как они будут называться - посадами, префектурами, местной администрацией или еще как-то - не может решить никто, кроме самих депутатов.

- Куда же денутся чиновники, доныне работавшие в администрациях? Не захотят ли они "самосохраниться"?

- Не нужно представлять ситуацию так, что чиновники в администрациях недостаточно хорошо работали и поэтому их рассчитали. Как я уже говорила, по федеральному закону государство уходит от полномочий, которые считает избыточными, и передает решение вопросов местного значения органам местного самоуправления. Действительно, государственные служащие в районах, городах должны будут оставить свои посты, потому что там не будет больше государственной власти в нынешнем виде. Однако абсолютно нет такой задачи, чтобы избавиться от людей, которые нормально работали. Напротив, муниципальная реформа востребует грамотные, умелые кадры. Думаю, что большинство из этих людей найдут себя в новых структурах. Только вот служба их будет уже не государственной, а муниципальной.

- Значит, автоматического переименования администрации в исполком не будет?

- Конечно нет. Руководитель исполкома будет нанят по контракту, как того требует закон. Процедура такова: на первом же этапе своей работы депутаты вновь избранных представительных органов создадут конкурсную комиссию и объявят конкурс на замещение должности руководителя исполкома (поселенческий уровень создает комиссию самостоятельно, муниципальные образования второго уровня - при паритетном участии президента и Государственного Совета). Кстати, эта информация должна быть опубликована в СМИ, чтобы в течение 20 дней всяк, кто чувствует в себе силы руководить большим или малым городом, подал в конкурсную комиссию заявление. Комиссия отберет одну или несколько кандидатур и порекомендует для рассмотрения депутатам. Из предложенных кандидатур, конечно же, будет выбрана одна, после утверждения Госсоветом глава муниципального образования заключит с ним контракт.

- А все остальные, даже достойные, кандидаты, выходит, получат "отлуп"?

- Дальше нанятый по контракту руководитель исполкома будет набирать себе команду - заместителей, руководителей отделов исполкома и так далее - согласно утвержденной Советом структуры. Но и кого-то из конкурсантов депутаты, вполне возможно, порекомендуют на работу в исполком. Правда, в законе это четко не прописано, но ведь жизнь многообразна, всего не учтешь.

- Римма Атласовна, вы настойчиво называете депутатский коллектив представительным органом. А ведь раньше он назывался Советом?

- Кое-кто и будущий орган продолжает так называть. Я сама недавно обнаружила в почтовом ящике несколько листовок кандидатов, где они сообщают, что баллотируются... в Казанский Совет народных депутатов! Нелишне было бы им поинтересоваться, что стоит за муниципальной реформой и куда они вообще-то выдвинулись. Напомню, что в ходе обсуждения законопроекта в Госсовете высказывались предложения дать муниципальным органам названия с местным колоритом. Например, назвать новых глав хакимами, администрации - хакимиятами, а выборные органы - жирле меджлисами, курултаями. Но потом законом новой выборной власти было дано обобщающее название - представительный орган. Но депутаты впоследствии, думаю, могут назвать их по-своему: сельская дума, городская дума. Лишь бы она по-настоящему думала и по-умному решала вопросы жизнеустройства своих территорий.

- Итак, с января следующего года в городе Казани будет глава муниципалитета, за которым 50 депутатов и принятие всех важных решений. А также руководитель местной администрации, называемой исполкомом, у которого будут печать и все городские деньги. Кто же из них, по-вашему, будет реально руководить городом?

- Хороший вопрос. Обратите внимание, сегодняшнего главу администрации Казани своим указом назначил президент республики, и мэр в первую очередь - руководитель исполнительного органа. Теперь ситуация меняется. Высшим должностным лицом муниципального округа Казань становится человек, избирающийся из числа депутатов, он же руководитель представительного органа. На мой взгляд, возрастает роль городской думы, это нормально. Ведь в этом и есть суть реформы: жители "делегируют" свою судьбу своим представителям. Кстати, вот почему избирателям нужно непременно идти на выборы: ведь они выберут тех, кто будут решать их жизненные вопросы. Ну а руководитель исполкома нанимается по контракту городской думой и полностью ей подотчетен.

Конечно, нельзя исключить ситуацию, что у кого-то из исполнителей вдруг закружится голова от полученной власти и он решит потягаться в какой-то форме с высшим должностным лицом муниципалитета. Однако такие шутки плохо кончаются, как правило - расторжением контракта. Но думаю, и путь, когда на пост руководителя исполкома будут предлагаться заведомо слабые, безо всяких амбиций люди, нельзя назвать лучшим. Сколько бы ни заседали сильные депутаты, но если слабой будет исполнительная власть, вряд ли от этого улучшится наша с вами жизнь. Нам, гражданам, нужно разумное сочетание сильных, самостоятельных, но глубоко ответственных перед своими жителями ветвей местной власти. Как этого добиться? Вот над этим и надо работать.

- Что ждет казанские поселки, станут ли они лучше финансироваться?

- Бюджет Казани как муниципального образования будет единым. Но не исключено, что у казанских районов и поселков будут свои сметы. Впрочем, и тут последнее слово остается за депутатами.

- Судя по весьма долгому переходному периоду, который установлен законом до 2009 года, в эту реформу мы будем входить медленно?

- И осторожно. К тому же и вопросов, которые надо решать, еще остается тьма-тьмущая. Государство должно передать муниципалитетам имущество, которое необходимо им для исполнения закрепленных полномочий, выстроить межбюджетные отношения, вырастить и обучить муниципальные кадры. А наши граждане должны наконец почувствовать себя хозяевами на своих территориях и заставить новую власть действовать в интересах жителей, научиться контролировать ее действия. И это все быстро не делается. Например, после объединения Германии там встала задача унифицировать территорию, подтянуть экс-ГДР под западные стандарты. На это дело были отпущены миллиарды дойч-марок, с запада на двойную-тройную зарплату прислали лучших муниципалов "насаждать" местное самоуправление, а тысячи восточных немцев отправили на учебу в западные земли. Прошло более 10 лет, однако сказать, что все проблемы там решены, пока нельзя. Так вот и нам следует настраиваться на долгие годы кропотливой работы. Тем более что "западного Татарстана" у нас нет, так что помочь себе мы сможем только сами.

А первым шагом на пути к становлению новой, истинно народной власти будет активное участие каждого жителя города и республики, имеющего право голоса, в муниципальных выборах, назначенных на воскресенье, 16 октября. От того, насколько активно мы их проведем, каких людей изберем в органы местного самоуправления, будет зависеть многое.

 

Беседовал

Владимир МУЗЫЧЕНКО