Почтовые марки хранят память о Великой Отечественной войне

news_top_970_100

Помимо своего основного назначения - оплаты пересылки почтовой корреспонденции - марки выполняют много других важных функций. Иллюстрированные почтовые марки знакомят своего обладателя с историей страны, ее флорой и фауной, литературой и искусством, техническими достижениями, спортом...

Нет практически ни одной сферы деятельности, которая не нашла бы своего отражения на почтовых марках. Не является исключением и агитационно-пропагандистская задача, которую правительства всех стран мира ставят перед своими почтовыми ведомствами.

Наряду с прессой, радио, открытками почтовые марки сыграли немалую роль в общем деле советского народа - борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. А после завершения войны - в сохранении памяти о Великой Победе.

При Сталине

К 1941 году уже почти полтора года шла Вторая мировая война. Советское руководство понимало, что избежать участия в ней вряд ли удастся. Впервые к неюбилейной дате - 23-й годовщине Красной Армии - была выпущена серия из восьми почтовых марок. А вот когда началась война, в июне и июле продолжался выпуск марок, никак с войной не связанных (марки, посвященные художнику Сурикову и поэту Лермонтову). И только в августе вышла марка «Будь героем» - напутствие матери уходящему на фронт сыну. Следующая - «Народное ополчение» - появилась в декабре. Несмотря на тираж в 3 миллиона экземпляров, первые военные марки стали сегодня филателистической редкостью.

До ноября 1942 года марки военной тематики больше не выпускались. Но после победы в Сталинградской битве в течение полугода вышла серия из 16 марок. Почти на каждой из них лозунг «Смерть немецким оккупантам!» Тогда же, в ноябре 1942 года, вышли первые марки, посвященные героям войны: летчикам Талалихину и Гастелло, партизанам Чекалину и Космодемьянской, генералу Доватору. На марках 1943 года, выпущенных к 25-летию Красной армии и комсомола, также отражались события войны. В 1944 году вышла серия, посвященная городам-героям. Их тогда было четыре: Ленинград, Сталинград, Одесса и Севастополь. Всего в 1941 - 1946 годах было выпущено 158 марок, связанных с событиями Великой Отечественной войны.

Кстати, 9 мая был нерабочим днем не всегда. Его широко отмечали, конечно, в 1945 году. Праздничным он оставался в 1946 и 1947 годах. А затем был объявлен рабочим и широко не отмечался. Почему Сталин принял такое решение, пусть ответят историки. Во второй половине 40-х выпускались марки ко Дню артиллерии, Дню танкиста, Дню Военно-Морского Флота, а вот ко Дню Победы марок не было. К пятилетию Победы вышли две марки, а затем наступил перерыв в 15 лет. Следующий выпуск марок произошел к 20-летнему юбилею Победы.

При Хрущеве

Десятилетие Победы выпуском марок никак отмечено не было. В 1959 году вышла марка, посвященная поэту-герою Мусе Джалилю. В начале 1960 года - летчику Тимуру Фрунзе и генералу Черняховскому. В 1961 году были выпущены марки, связанные с важнейшими событиями Великой Отечественной войны: обороной Брестской крепости и Одессы, разгромом фашистских войск под Москвой. Сталинградская битва во времена Хрущева на почтовых марках именовалась Битвой на Волге. С 1954 по 1964 год было выпущено 25 марок по тематике «Великая Отечественная война», но ни одной ко Дню Победы.

При Брежневе

С 1965 года День Победы стал нерабочим днем. К 20-летию Победы вышла серия аж из 20 марок. В декабре того же года выпустили серию, посвященную городам-героям. Их было уже семь. Юбилеи побед в решающих битвах отмечались регулярно, как и юбилеи освобождения стран Восточной Европы и советских республик. Продолжали выпускаться марки, посвященные героям войны. К 25-летию Победы в 1970 году вышли серия из пяти марок и блок. Так продолжалось весь последующий советский период. Каждые пять лет ко Дню Победы выпускались серия из пяти - шести марок и блок. Традиция эта продолжается до сих пор.

Марки современной России

В 1988 - 1989 годы, 1991 - 1993 годы и в 1996 году выпускались марки, посвященные празднику Победы. Это были репродукции картин известных художников, и выглядят такие марки особенно привлекательно. С 2011 года ко Дню Победы несколько лет выпускались серии марок, рассказывающих о различных родах войск, задействованных в Великой Отечественной войне: авиации, артиллерии, танковых войсках…

Чем дальше от нас по времени Великая Отечественная война, тем значимее для нашего народа Великая Победа. К 80-летию Победы готовится к выпуску беспрецедентное число марок - 47. Среди них марки с портретами маршалов Чуйкова, Голикова и Василевского - продолжение серии «Маршалы СССР». В мае выйдет блок «80 лет Победы». Планируется выпуск марок серии «Писатели-фронтовики» и «Художники - Победе». Будут выпущены марки, посвященные полным кавалерам ордена Славы - Героям Советского Союза, военным разведчикам, городам трудовой доблести.

Говоря о воспитании патриотизма у детей и молодежи, следует вспомнить, что в советские годы многие школьники собирали марки. В СССР существовали кружки юных филателистов. И отечественные марки ненавязчиво прививали детям чувство гордости за свою страну. Сейчас, к сожалению, коллекционированием марок подростки практически не увлекаются. Отчасти и от того, что в отличие от копеечных марок времен СССР нынешние марки школьникам не по карману: средняя цена - от 60 рублей до 80 рублей, бывает и выше, цена на блоки достигает 250 рублей. Уйдет старшее поколение, для кого будут выпускаться коллекционные марки?

news_right_column_240_400