Красивый, обаятельный, мужественный. И поет, и танцует, и фехтует, и стихи сочиняет - таким мы знаем народного артиста России Николая Караченцова. Он сыграл множество ролей в кино и театре. Но навсегда останется графом Резановым - героем легендарной ленкомовской рок-оперы «Юнона» и «Авось». Образ отважного романтичного россиянина, способного на великий подвиг и великую любовь. Это не просто роль - перст судьбы: ведь и графа Резанова, как и Караченцова, звали Николай Петрович!
- Ему безумно нравилась музыка, которую написал Алексей Рыбников, - говорит Людмила Поргина. - Он упивался ею, с утра до ночи пел свои арии дома. Пожалуй, это единственная роль, подготовка к которой была заметна. Как создавались другие его работы, мы не видели. Коля постоянно находился в цейтноте. Со съемок фильма ехал в театр, оттуда на запись радиоспектакля или сольный концерт. И так постоянно. В его расписании было 20 часов на работу и только четыре - на отдых.
В 1976 году Николай Караченцов сыграл в фильме Виталия Мельникова «Старший сын» главную роль, которая принесла молодому актеру успех. В этом фильме по комедии Александра Вампилова студент Бусыгин обронил библейское выражение «Все люди - братья», а его никто не понял, точнее, поняли так, что он назвал себя родным братом Васеньки, старшим сыном Сарафанова. В результате недоразумения чужие люди вдруг стали действительно родными.
И в жизни Николай Караченцов был самым лучшим сыном на свете.
- Где бы мы ни были - на гастролях, на отдыхе, первые покупки Коля всегда делал маме. Янина Евгеньевна воспитала его одна, и он носил ее на руках! - рассказывает Людмила Андреевна. - Он говорит: «Возможно, если бы я жил с мамой все время, не был бы так привязан». Мама ведь работала балетмейстером, часто была в разъездах. Коля какое-то время воспитывался в интернате - Янина Евгеньевна вынуждена была оставить там сына, уезжая за границу. Когда она умерла, у него чуть не разорвалось сердце! Он просто выключился тогда из жизни.
Сейчас у актера трудные времена: четыре года назад автокатастрофа чуть не отняла у него жизнь. В февральскую ночь он мчался после спектакля по скользкой дороге, чтобы поддержать своих близких в трагический момент - умерла мама жены...
- Коля с самого начала поставил условие, чтобы моя карьера была связана только с театром. И когда я говорила, что хотела бы там-то и там-то поработать, он отвечал: «У тебя семья, сын, я тебя безумно люблю, есть старики, о которых надо заботиться». И я не жалею, что слушалась мужа, - говорит Людмила Андреевна. - Я его спрашиваю сейчас: «Ты скучаешь по театру?» - «Скучаю. Но у меня есть ты». А я ему: «Каждый день, проведенный с тобой, - это праздник». Поклонницы сейчас не дарят ему цветы – я дарю! Я его верная поклонница!
Еще будучи студентом школы-студии МХАТ, Караченцов обратил на себя внимание. А когда пришел в театр Ленинского комсомола, то ему сразу дали главные роли. Вскоре спектакль «Тиль», поставленный Марком Захаровым, уже гремел далеко за пределами Москвы.
- Одна из моих самых любимых книжек детства - «Тиль Уленшпигель», - рассказывает поэт Евгений Евтушенко. - Когда я думал о Тиле, то никогда не представлял, что увижу его живого! Караченцов был идеальный Уленшпигель - мечтатель, борец за свободу. Счастлив, что ему так нравилась песня «Когда шагают гезы», которую я написал для спектакля. Жаль, что он не сыграл эту роль в кино. Как говорят испанцы, он настоящий кабальеро, настоящий рыцарь!
После этого Евгений Евтушенко пригласил Караченцова сниматься в своем фильме «Детский сад»:
- У него было большое количество поклонниц. Света Евстратова в моей картине играла свою первую роль в кино. Однажды она нечаянно открыла дверь гримерной, где сидел обнаженный по пояс Караченцов. А надо сказать, он был сложен как бог! Я слышал о дамских обмороках, но никогда их не видел. Вдруг Света стала так плавно опускаться на пол - я еле успел подхватить ее. Это было что-то большее, чем влюбленность в мужчину! Я не понимал: как мы будем работать? Она просто забывала текст. Тогда Коля сказал: «Женя, я ее вылечу», - и начал ей рассказывать о своих недостатках. Он вспоминал смешные истории, высмеивал самого себя - и в результате у нас все получилось! У Коли никогда не было ни грамма звездности, зависти к чужому успеху. Он умеет восхищаться другими людьми. Многие мужчины стесняются сентиментальности, а Коля - нет. Когда-то Пастернак мне сказал: «В настоящем мужчине должно быть нечто материнское по отношению к женщинам». И это все о нем.
А еще вся страна его знает как... Бельмондо – ведь в российском кинопрокате все его роли озвучил Караченцов!
Сейчас Николай Петрович готовится к своему 65-летнему юбилею. Сегодня артист должен выйти на сцену во время большого концерта в его честь.