- Вот Коран 1803 года, это - древний еврейский талмуд, - бережно перебирает старинные книги Марсель Ибрагимович. Он разворачивает голландскую карту XVII века:
- Таких карт нет у многих исследовательских центров, а они помогли бы объективно освещать историю. Вот, читайте, - и Марсель Ахметзянов указывает на Северный Ледовитый океан. А название-то у океана совсем не Ледовитый - на голландской карте он обозначен как «Татарский». Марсель Ибрагимович положил карту и поправил полиэтилен на полках.
А полиэтиленом книги покрыты не просто так - с потолка хранилища постоянно капает. Зимой в здании лопнули трубы, тогда исторические документы не пострадали только чудом. Плохое освещение, сырость - в таких условиях и хранится мудрость веков. Многие из редких рукописей спрятаны в картонные коробки из-под сухариков и подсолнечного масла, и еще с весны древности ждут переезда в новое здание. Однако пока даже сами сотрудники не знают, когда они переедут и переселят ли их вообще.
- Говорили, что дадут здание в Караваево, но сами посудите - это очень далеко от центра. К нам постоянно приходят ученые и студенты, в Караваево им же придется добираться на маршрутках - и это при мизерных зарплатах и стипендиях! - сетует Марсель Ибрагимович. - В центре Казани находится и наш ИЯЛИ, а эти комнаты мы только арендуем у Института истории...
Нужно ли говорить о том, что в цивилизованных странах даже в самой обычной библиотеке уход за книгами особый: там поддерживается постоянная температура, регулярно берутся замеры на влажность воздуха. А у нас даже важность хранимого не замерна, то есть не заметна. Так ведь и сегодняшние вечные рукописи пропадут через сто лет под закапанным полиэтиленом...
Диана ИБРАГИМОВА