Под ярмарочными шатрами больших денег не заработаешь

В Казани ежедневные шатровые ярмарки пустуют - нет ни продавцов, ни покупателей. Почему так происходит, узнавала корреспондент «Казанских ведомостей», на один день сменив теплый кабинет на металлический прилавок.

news_top_970_100

Шатровую ярмарку на улице Максимова сооружали все лето и почти всю осень. Прилавки на площадке из брусчатки были установлены в конце октября. И вот уже без малого месяц новостройка безжизненно пустует. Я, наверное, стала первой, кто решил выставить на запылившийся прилавок свой товар: маринованные огурчики, помидорчики, овощная икра. Все домашнее, со своего огорода, заготовленное собственноручно.

Время 10 утра. Первый час в 10-градусный мороз тянется мучительно долго. Ярмарка находится на перекрестке улиц Максимова и Дементьева. На противоположной от нее стороне скопление всевозможных магазинов, остановка общественного транспорта. Там народ, там движение, там основной пешеходный трафик. На моей стороне - тишина. Лишь редкие прохожие недоуменно поглядывают на меня - одинокую фигуру за прилавком.

От скуки разглядываю шатровое сооружение. Сделано добротно. 

Крепкий металлический каркас, высокий навес, площадка покрыта брусчаткой. Всего по периметру 8 широких прилавков. Места достаточно как для продавцов, так и для товаров. 

Только сейчас здесь гуляет ветер, гоняет мусор и пожухлую листву, а под прилавками уже лежат пустые бутылки из-под пива и водки. Местные любители горячительного успели оценить удобство шатровой ярмарки.
Тем временем пошел второй час моего стояния. Ни один покупатель не заинтересовался товаром. Основную часть редких прохожих беспокоил вопрос, что я делаю под навесом. Одна сердобольная бабушка не выдержала и крикнула на ходу: «Милая! Что же ты тут стоишь? Иди на остановку, все там торгуют!»

Проходит еще 15 минут - и о чудо! Ко мне по сугробам идет покупательница. Наконец-то! Пока девушка рассматривает соленья, завязываю разговор и жалуюсь на отсутствие покупателей.

- Так люди не знают, что здесь ярмарка, - говорит Аня Петренко (так представилась моя собеседница). - Да и место не совсем удобное для торговли: немного на отшибе. Помнится, здесь раньше был рынок, но с тех пор прошло много лет, и жители уже отвыкли от этого места. Сейчас основные покупатели на автобусной остановке. Бабушки и другие продавцы там сидят. Но, несмотря на неудачное место, думаю, ситуацию можно исправить, если дать населению информацию. А то народ гадает, для них это сооружение или нет.

Аня была моим первым и последним покупателем первой половины дня. Отправляюсь в обед греться домой, чтобы по совету девушки вернуться ближе к окончанию заводской смены. 

Вечерняя ярмарочная вахта начинается в 15.00. Улица стала гораздо оживленнее, людей прибавилось, но все это на той стороне улицы. Со стороны ярмарки идут в основном лицеисты и студенты. А им баночки с огурцами неинтересны.

Платежеспособные заводчане выбирают проторенную дорогу. 

Заскучав от безделья, включаю рыночный глашатай. Зазываю, рекламируя свой товар: «Кому домашненькие, хрустященькие, ароматненькие?..»

- Чего глотку зря дерешь? - неожиданно за спиной раздается ехидный голос. - Не дождешься покупателей.

Пожилая женщина, одетая так, как торговки на остановке, не слишком дружелюбно рассматривает меня и мои банки.

- А почему так?

- Потому что без головы сделали, деньги народные бездумно потратили, - отвечает незнакомка. - Я продаю вещи вон на той остановке. Там тепло, потому что с двух сторон стены ларьков прикрывают нас от сквозняка. Опять-таки вопрос с туалетом здесь не решен. От остановки до моего дома добежать три минуты, а отсюда все двадцать будет. Пока до зебры дойду, пока дорогу перейду... А здесь всем ветрам открыто, везде сквозняк. Нет, не пойдут сюда бабоньки торговать, и тебе советую к нам идти.

- Ну как же так? Этот шатер с прилавками для вас построили, чтобы вам удобно было.

- А нам никто об этом не сказал, - отрезала женщина. - Мы придем сюда, а нас взашей. Или еще хуже - за аренду начнут брать. Если не районная власть, так другие найдутся. Как только начнется сезон, моментально займут эти прилавки арбузами и дынями, а нас погонят. Нет уж, нам на старом месте спокойнее. 

Совсем было я уже скисла после такого разговора, только другая прохожая высказала совсем иное мнение.

- Я живу на этой стороне улицы и на работу хожу мимо этого шатра, - говорит женщина, представившаяся Резедой. - Когда здесь несколько лет назад был рыночек, дачники торговали овощами с участков, приезжали люди с Кадышево,

Борисоглебского. Кто молоко вез, кто картошку. И покупателей было достаточно. И нам, жителям ближайших домов, было очень даже удобно. Возвращаешься домой - свежую зелень купишь. Чтобы эта ваша шатровая ярмарка прижилась, нужно сделать так, чтобы народ потянулся. Кто мешает районным властям сделать рекламу, расклеить по району объявления, что ярмарка есть на Максимова?! А тем, кто торгует на автобусной остановке, - запретить. Не место это для торговли! Под навесом пассажиры должны прятаться от дождя и снега, а не продавцы со всяким тряпьем. Они бабушкам и дачникам мало места оставляют. 

Резеда стала моим вторым и последним покупателем. За день я заработала 100 рублей - продала две банки овощной икры. 

news_right_column_240_400