ЦИТРАМОН С ДЕРИБАСОВСКОЙ
Первые фальсифицированные лекарственные средства (ФЛС) были зарегистрированы в Российской Федерации в конце 1997 года. Но если тогда насчитывались единицы подделки - от 2 до 7%, то в дальнейшем каждый год давал увеличение роста ФЛС в среднем на 15%. В результате чего сейчас, согласно заявлению замминистра здравоохранения РФ Антона Катлинского, каждый тридцатый медикамент, продающийся в наших аптеках, - подделка. По некоторым данным, около 70% подделок делают в России, остальное приходится на зарубежные страны - это в основном Китай, Индия, Пакистан, Чехия, Польша, Болгария, Латвия.
Так что кое-какие лекарства по-прежнему изготавливаются на Малой Арнаутской улице в Одессе. А может быть, на Дерибасовской - кто знает? По некоторым данным, вся западная граница бывшего Советского Союза усеяна подпольными точками по выпуску поддельных ЛС - от мелких кустарных производств в подвалах до обширных цехов, оборудованных по последнему слову фармтехники. "В Татарстане таких производств нет", - уверяет начальник Управления по фармации и медтехнике РТ Фарида Яркаева. Но нам и завозных фальшивых ЛС хватает, к тому же имеется тенденция к их увеличению - правда, трудно сказать, связано ли это с ростом непосредственно потока фальсифицированных ЛС или же с усовершенствованием системы контроля за ними.
ПУСТЫШКИ ДЛЯ СТАРИЧИШКИ
У специалистов существует целая классификация подделок:
1. Препарат-пустышка - ЛС без содержания действующего вещества. Пустышки вроде бы безобидны - лекарство как таковое в них вообще отсутствует, это то же плацебо. Но представьте, что произойдет, если пожилой человек попытается с помощью такого лекарства купировать сердечный приступ? Или женщина, желающая избежать беременности, станет предохраняться при помощи лжеконтрацептивного препарата?
2. Препарат-имитация - действующее вещество заменено на более дешевое и менее эффективное. Это самая опасная фальшивка: нет гарантий, что замена не окажется смертельно опасной.
3. Измененные лекарства - то же действующее вещество, что и в настоящем ЛС, но в несоответствующем рецептуре количестве. Во-первых, неясно, какой будет результат от лечения этим препаратом, во-вторых, невозможно предугадать величину побочного эффекта.
4. Препарат-копия - действующие вещества те же и в тех же количествах, что и в настоящем ЛС. Но это не значит, что этот вид подделки безопасен! Вопрос в том, где нелегальный производитель купил ингредиенты для производства лекарства? Отвечают ли они стандартам качества? Где гарантия соблюдения условий производства фармпрепаратов? Цена таких вот копий, как правило, несколько ниже, чем у подлинного препарата, отличаются от него также упаковка и маркировка. По словам Фариды Яркаевой, это самый распространенный из попадающих в Татарстан вид подделки. Как правило, эти препараты выявляются еще на этапе поступления в республику.
Изредка фальсификация выражается в том, что в запатентованный состав лекарства добавляются вещества, которых там быть не должно, чаще всего это гормональные препараты, которые дают очень быстрый положительный терапевтический эффект, но имеют массу побочных эффектов, в том числе и синдром отмены, когда после прекращения препарата начинается резкое ухудшение состояния - и больной подсаживается на препарат. Совсем недавно, в мае, из аптечной сети республики была изъята некая серия аскорбиновой кислоты с глюкозой - в витаминном препарате, который отпускается без рецепта и часто дается детям, содержался феназепам - транквилизатор, имеющий специфические показания к применению и массу серьезных побочных эффектов.
Словом, любой фальсифицированный препарат несет реальную угрозу для здоровья человека.
Он способен удлинить период лечения или осложнить состояние больного, но может привести и к смерти. Такие инциденты уже зарегистрированы в Германии, где в результате приема некоторых лекарственных средств для похудания были отмечены летальные исходы, или на Филиппинах, где после лечения некоей поддельной противоинфекционной вакциной скончалось несколько сотен человек.
КАКИЕ ЛС ЧАЩЕ ПОДДЕЛЫВАЮТ?
Подделываются в основном ЛС популярные, рекламируемые, известных фармацевтических фирм - в основном зарубежных, подлинность которых труднее установить. В Татарстане, например, процент поддельных зарубежных ЛС достигает 83, среди них попадаются фальсификаты таких известных фирм, как "Гедеон Рихтер", "Шеринг-Плау" и т.д. В первую очередь подделывают антибиотики, затем кортикостероиды (гормональные препараты), анальгетики, желудочно-кишечные ЛС (в частности, противоязвенные), ЛС против респираторных заболеваний, транквилизаторы, витамины, дерматологические мази, антигипертензивные лекарства. Не избежал подделки и такой аптечный хит, как "Виагра".
В Татарстане в прошлом году выявлено 53 наименования фальсифицированных ЛС, на сегодняшний день 2004 года - 18. Среди них преобладают бисептол, ношпа, постинор, клафоран, а также мазь "Лоринден", мезим-форте, кларитин, декарис, тавегил, трихопол, темпалгин, ундевит драже и т.д.
АПТЕЧНАЯ МАФИЯ - СЕСТРА НАРКОМАФИИ
Причин этому явлению так много, что остается удивляться, почему ВСЕГО ЛИШЬ 30% российского фармрынка составляют фальсифицированные ЛС.
Во-первых, это несовершенство нормативно-правовой базы - то есть недостаточность, а то и отсутствие государственного контроля за законным оборотом лекарственных средств. В результате выявление ФЛС на практике носит стихийный, а не системный характер. И это при том, что в России слишком много посредников (около 2500, во Франции - всего 4), которых трудно контролировать.
Простоту же самого механизма производства подделок демонстрирует такой рассказ сотрудника специальной службы по пресечению фальсификаций: "В типографии "фальшивотаблеточник" заказывает отпечатать упаковки какого-либо лекарства. Потом покупает собственный аппарат для штамповки таблеток или подходит на фармпредприятие и там договаривается с начальником цеха, который их отштампует за наличные в любом количестве. Содержимым таблеток в лучшем случае станет смесь мела и сахарной пудры. После этого мошенник подходит к любому аптечному киоску, в котором продавец работает за процент с оборота, и предлагает товар за полцены. В дорогой аптеке этот номер, конечно же, не пройдет, но вот в таких ларьках лежит по соседству половина настоящих лекарств, а половина - фальшивок". Вот и все.
Есть еще одна крайне болезненная для отечественной фармацевтики причина.
В былые времена, еще в Советском Союзе, аптека была учреждением здравоохранения, имела социальный статус, основательно снабжалась из бюджета и к коммерции не имела никакого отношения. Выпуск лекарств и цены подчинялись строгому контролю. Теперь же аптека по большому счету превратилась в коммерческое учреждение, цель которого, как какого-нибудь шопа, - прибыль. И часто за счет ФЛС.
Бизнес этот, по оценкам экспертов, по прибыльности стоит на третьем месте после продажи наркотиков и оружия! Он приносит до 500% прибыли, а годовой оборот торговли ФЛС исчисляется многими миллиардами. Например, только реализация 20 кг поддельного препарата, перевезенного в виде авиабагажа, может принести доход в десятки тысяч долларов. Отсюда становится понятно, почему аптечный бизнес, производство фальсифицированных лекарств так тесно связаны с организованной преступностью, имеющей разветвленные международные связи, попросту говоря - мафией. И ситуация здесь сложилась во многом похожая на ту, что существует в области борьбы с наркобизнесом.
* * *
Потребителю отличить фальсифицированное ЛС от подлинного невозможно. Единственный совет: покупать ЛС надо в солидных, имеющих хорошую репутацию аптеках. Такие, как правило, закупают аптечную продукцию у надежных поставщиков, являющихся официальными дистрибьюторами фирм-производителей. А также надеяться на то, что органы госконтроля вовремя выявят подделку еще до этапа ее поступления в аптеку.
Светлана ГОРДЕЕВА.