- Сергей Валерьевич, на какие зарубежные или российские города похожа столица Татарстана?
- Казань похожа на большинство российских городов-миллионников, многие города Восточной Европы стран, входивших в Варшавский договор. Когда въезжаешь в какой-нибудь венгерский, чешский город и видишь там унылую застройку, микрорайоны типовых домов, сформированные вокруг школ и детсадов, не нужно ждать слов экскурсовода «А эти районы строились при помощи советских специалистов...» Все понятно и так. И в Восточном Берлине такие зоны есть. Казань не исключение: Горки, кварталы вдоль Амирхана и Адоратского. Дворы назывались коробками. Но разница в том, что одни города начиная с 1990-х быстро избавлялись от этой тенденции, а другие продолжают на ней настаивать. Казань относится ко вторым. В середине 90-х так же безлико продолжилась застройка Азино. В 2010-е появился «Салават Купере».
Некоторое разнообразие наблюдается в зданиях комплекса «XXI век» на проспекте Камалеева и между улицей Чистопольской и набережной Казанки. Это комплексы «Магеллан», «Берег». Есть там такие «вкусные» городские кусочки, где Казань шагнула в сторону от угрюмого наследия.
И опять же Казань похожа на большинство крупных городов перенасыщением жилищным строительством и притоком населения из малых городов и сел. Массовое строительство жилых домов отчасти решает проблему обеспечения квартирами казанцев, но в основном способствует переуплотнению города. Но это общая проблема, о ней нужно говорить отдельно.
О самом красивом и уродливом
- Какие казанские здания вы считаете самыми красивыми?
- В Казани два неповторимых здания - это башня Сююмбике и цирк. Если башня Сююмбике имеет «двоюродную сестру» - Боровицкую башню Московского Кремля, только без поздних лощеных изменений, то Казанский цирк неповторим. Это тот самый пример современной архитектуры, когда внешний облик сформирован внутренней морфологией, конструктивным решением. Идея, архитектурный образ - легендарный казан, только выполненный легко и ассоциативно, а не в примитивном исполнении, как поздние примеры. Кто вырос в Казани, помнит именно эти силуэты на дверях трамваев.
- А какие строения нашего города самые уродливые, на ваш взгляд?
- Уродливыми называть не буду даже те здания, которые не соответствуют моим архитектурным представлениям. Мне часто приходится показывать город гостям. Вот в начале мая были серьезные московские архитекторы и реставраторы. Им милой показалась «кастрюлька на ножках» на набережной напротив кремля. Фотографировались у «дерева» на входе в минсельхоз, прогуливались вдоль домов «Антики». Впечатления теплые, добрые.
- Что вы думаете о дизайн-концепции центральной части Казани?
- Я не очень понимаю этот термин. Разве может быть дизайн отдельно от градостроительной политики, архитектуры и общей городской планировки? В каждом городе есть пешеходная улица с малыми скульптурными формами, набившими оскомину.
Всякие «городовые», «коты», «русалки». Это концепция? Думаю, это слепое копирование, большей частью безвкусное. Город ждет комфортной среды, жаждет благоустроенных скверов. Привели в порядок парк Горького: всего-то и сделали фонтан, поставили уличные тренажеры и облагородили аллеи. И народ туда повалил так, что там уже не протолкнуться.
Круто, что сделали велосипедную дорожку вокруг озера Кабан. Это давно напрашивалось и вот состоялось. Теперь нужны велодорожки, чтобы туда можно было добраться на велосипеде. Хотя бы по центральным улицам. Вообще важно сочетать спортивную, градостроительную, транспортную концепции. На фоне многих депрессивных городов России Казань выглядит добротно, в ней есть драйв и динамика. Масса вузов и насыщение спортивными сооружениями создают молодую здоровую ауру.
Об истории
- Сохранение архитектурного наследия - один из самых острых вопросов для многих российских городов. Существует ли у Казани понятие «старый город»?
- Главным и почти единственным ансамблем памятников архитектуры в Казани является кремль. Тут и бесценные башни, и собор XVI века, и возрожденный братский корпус Спасо-Преображенского монастыря, и видовые площадки. Даже вместе с мечетью Кул Шариф, которая не является памятником, но без силуэта которой кремлевский холм уже не представляется. Когда завершится реконструкция главного собора Казанской иконы Божией Матери, центральная часть заиграет по-другому. Да уже заиграла! Посмотрите на этот силуэт в духе классицизма с Ленинской дамбы. Красота и восторг! Отношение к объектам культурного наследия изменилось к лучшему. На днях заходил на территорию бывшего Казанского военного госпиталя, о котором столько говорилось: «Продали!», «Наверное, снесут!» Как раз наоборот, объект культурного наследия спасен, приспособлен максимально корректно. Теперь самое целесообразное - благоустроить и открыть для людей прилегающий к корпусам парк. На этом фоне особым варварством выглядит то, что происходит на территории бывшего артиллерийского училища, где сносят уникальные казармы, которым больше 100 лет. Господа, кто позиционирует Казань как третью столицу! В столицах такие объекты не сносят, их берегут и приспосабливают под модные и доходные функции. Столько внимания уделяется военно-патриотическому воспитанию, а здания, где выросли поколения ракетчиков, до сих пор обеспечивающих победы России на Ближнем Востоке и держащих ракетный щит страны, просто сносят. И вместо них растет заурядная унылая застройка.
О современном
- Какую оценку вы бы поставили архитектуре Казани?
- Ставить оценку я не могу. Во-первых, ко многим объектам мне довелось приложить здесь руку. А во-вторых, оценить объективно родной город не получится. Это как лицо родного человека, за каждую новую морщинку на котором переживаешь. С одной стороны, Казань обладает всем необходимым для добротной жизни: новый аэропорт, железнодорожные вокзалы, крупные торговые центры с парковками, разнообразие жилых объектов.
Но при всем этом современной архитектуры в Казани нет. Вообще нет. Современная архитектура - не просто новостройка. Это квинтэссенция неповторимого образа, конструкций и технологий. Это сила разума уровня Захи Хадид или Калатравы, умноженная на строительное мастерство, когда от смелости замысла захватывает дух. Когда с восторгом думаешь: «Как это вообще построено? Как работает? Какой фасад тут главный?» А потом проникаешься ассоциативным, тонко созданным образом.
Это не является проблемой. В каком-нибудь Брно тоже нет современной архитектуры, и ничего, промышленный город живет. Нет современной архитектуры и в Уфе, и в Саратове. Единственный пример архитектуры будущего в России - петербургский
«Лахта Центр».
Конечно, в Казани хотелось бы видеть что-то уникальное: город как бы сгруппировался для прыжка в будущее. Смотришь на прилично сформированные берега Казанки с колесом обозрения, стадионом и аквапарком, и как будто оттуда должно вскоре «выпрыгнуть» нечто, подобное Hotel Morpheus. Но для этого нужно столько же усилий и технологической культуры, как, например, чтобы на КАМАЗе выпустить болид F1.
Что необходимо изменить
- Что бы вы изменили в архитектурном облике Казани?
- В Казани решено много инфраструктурных задач, например, побеждена ветхость, в которой еще пребывают многие города Поволжья. Заложен хороший базис. Чтобы быть современным городом, не обязательно лезть в небеса. Можно идти в сторону респектабельности. Вдоль ул. Клары Цеткин в Адмиралтейской слободе стоит вытянутое промышленное здание начала XX века. Глупым решением было бы его снести. Разумнее сделать хороший лофт, отреставрировать и приспособить под что-то модное и прибыльное. Посмотрите, как в Москве Миусский трампарк превратился в фешенебельное место. Разве Адмиралтейская слобода не заслуживает стать модным районом? Особняки вдоль ул. Большой есть, теперь нужен набор других типов зданий, присущих дорогому району.
Ну и конечно, дороги. В Казани недостает ни капиллярной, ни магистральной сети дорог. Взять хотя бы западную часть. На несчастное Горьковское шоссе с ограничением скорости до 60 километров в час «садятся» новые жилые комплексы. «Удушенный» пробками перекресток Залесный - Юдино «вопит» о необходимости развязки. Вернутся к тому же Аракчино. Новые жилые кварталы «садятся» на узкую проселочную дорожку, где автобусам трудно разъехаться. Продолжается застройка территории старого аэропорта. Как отсюда выехать в центр? Простоять часы в пробке либо на Аделя Кутуя, либо на Патриса Лумумбы - вот и весь выбор. Когда на город наброшена петля транспортного коллапса, о современной архитектуре думать не приходится.
Как раз в решении транспортных проблем, на мой взгляд, третья столица могла мы многое взять у столицы настоящей. А вот пестрые фасады я бы не копировал: не идут они Казани. Здесь же не промзоны, не поля орошения реанимируются - тут застраивается родной город, которому мы желаем долговечной и качественной архитектуры.