В рамках программы любой владелец автомобиля (срок обладания авто не менее одного года), произведенного не позже 1999 года, сдав его в утиль, получает сертификат, обеспечивающий скидку в 50 тысяч рублей (минус 3 тысячи, уплаченных за утилизацию) при покупке новой машины. Принимают отечественные авто и иномарки массой не более 3,5 тонны, полнокомплектные. Приобрести можно не каждую машину - только российских и некоторых зарубежных брендов, собираемых в России: всего около 65 марок.
Рейтинг популярности востребованных по программе марок возглавляет «Лада» - за счет самых низких цен и скидок помимо предоставляемых по сертификату 50 тысяч. Судя по статистике продаж, большинство сделали однозначный выбор - новая «классика», модели «Лада 2105» или «Лада 2107», а также более дорогая, но и более надежная и удобная «Калина». Однако в связи с ажиотажным спросом на «пятерку» получить эту машину не так просто: уже сейчас на нее записываются в очередь, а сможет ли ВАЗ до 1 ноября сего года - окончания срока действия программы - произвести нужное количество авто этой модели, неизвестно. Скорее всего, потребителю придется переориентироваться на чуть более дорогую «семерку».
Далее, по разным оценкам, лидируют Chevrolet Niva, Chevrolet Cruze, FIAT Ducato, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и новый долгожданный хэтчбек Sandero, Skoda Fabia и Octavia, Opel Antara и Astra.
Модели выбираются, как правило, базовых комплектаций, без кондиционера и гидроусилителя руля, двигатель 1,4. Клиенты согласны даже на любую расцветку, лишь бы побыстрее получить нужную модель.
Однако даже несмотря на это, не так много автолюбителей, получивших сертификаты, смогли приобрести вожделенные авто: например, в одном из казанских автосалонов из 200 подавших заявки на Renault лишь четыре человека смогли уехать на новенькой машине, остальным предложено подождать до осени.
- У нас нет в наличии такого количества машин, - говорит Нияз, менеджер автосалона. - Дело в том, что совпали сезонное оживление на авторынке и начало программы утилизации, да и кризис начал сбавлять обороты. Заводы-поставщики пока не справляются с резко возросшим объемом заявок, но будут собирать машины под все заказы, поступившие от дилеров.
Впрочем, отсутствие нужных моделей не должно обескураживать. Например, в одном из казанских салонов нам сказали, что не могут удовлетворить спрос клиентов на Chevrolet Cruze - его нет в наличии, а поставки ожидаются не раньше, чем через 3 - 4 месяца. Зато в другом салоне озвученная модель представлена в свободной продаже.
С Opel Astrа сложилась вообще интересная ситуация: эта модель под действие программы подпадает и клиенты ее ждут, но поступит она на рынок только к концу года. И это при том, что, напомним, действие программы заканчивается 1 ноября сего года.
- Мы надеемся, что квоты расширят, а действие программы продлят. Овчинка выделки стоит: с началом акции спрос на покупку новых авто вырос в разы, а страна постепенно очищается от автомобильного хлама, - говорит Олег, менеджер еще одного казанского автосалона.
КСТАТИ. Всего за один месяц действия программы по утилизации в России было зарегистрировано около 150 тысяч заявок (из них 120 тысяч - «Лада») на получение денежных бонусов, а средств правительством выделено только на 200 тысяч сертификатов. Это означает, что программа имеет все шансы завершиться раньше намеченного срока.