Этой возможностью воспользовались выпускники казанской школы №18, доказывает одиннадцатиклассница этой школы Елена Чиркунова. Причем переходят даже сейчас.
Пока, школа, встретимся на ЕГЭ!
Мнение родителей
Наталья Орлова: Поскольку дочь выбрала много предметов для сдачи ЕГЭ, то для подготовки тоже нужно немало времени. Чтобы не загружать своего ребенка, я сама предложила ей перейти на самообразование. Эта форма учебы мне очень нравится.
Мнение выпускников
Елизавета Орлова: Я выбрала самообразование, потому что многие уроки для меня не так важны, как те, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Мне кажется, такая форма обучения очень помогает выпускникам. Ведь в школе многие учителя не входят в положение учеников и топят их по своему предмету. Сейчас я больше времени трачу на свои планы, сама строю себе дневной график. Просыпаюсь, спокойно завтракаю, делаю школьные задания и иду к репетиторам. Вечером также спокойно готовлюсь к ЕГЭ, зная, что на следующее утро могу выспаться и начать все сначала.
Мария Гуменюк: Я выбрала самообразование для того, чтобы у меня было больше свободного времени. Из-за подготовки к ЕГЭ и школьной программы очень сильно устаешь. Программу наверстываю сама и делаю школьные задания, а все остальное время готовлюсь к выпускным экзаменам. Родители сразу поддержали мой выбор: они знают, что мне это только в плюс.
Динара Хасанова: У меня много времени занимают репетиторы. Но я профессионально занимаюсь танцами, а это постоянные тренировки, которые тоже не вписываются в школьное расписание. Я, конечно, уважаю такие предметы, как физика, химия, биология, но понимаю, что в данный момент должна обратить все внимание на литературу, обществознание и английский язык. Родителей уговаривать не пришлось: они сразу поддержали мой выбор. Сейчас мне намного легче и удобнее учиться и совмещать хобби и репетиторов.
Мнение замдиректора по учебной работе
Елена Кирина: Форм получения образования несколько, одна из них - самообразование. Используя ее, ученик обязан освоить образовательную программу своей школы по каждому году обучения, а затем успешно пройти промежуточную аттестацию. Чтобы перейти на самообразование, родители или ребенок должны написать в школе заявление на имя директора. Причем это можно сделать в течение всего года. Впоследствии, если вас не устраивает самообразование, можете вновь написать заявление, чтобы перевестись на очную форму обучения.
Зачем ходить на уроки?
Прокомментировать мнения корреспондент «КВ» попросил нашего постоянного эксперта - педагога с более чем 45-летним стажем, учителя русского языка и литературы школы №72 Романа Гузенфельда.
- Роман Львович, действительно ли старшеклассники массово бегут из школы? С чем это связано?
- Очевидно, истоки ситуации кроются в ЕГЭ. Сложившееся положение вещей демонстрирует кризис старой образовательной системы. Основная форма организации учебного процесса в современной методике обучения - это урок. Но это касается процесса получения общего образования. ЕГЭ же ориентирует детей и их родителей в первую очередь на осуществление одной цели - сосредоточить свои усилия в основном только на тех предметах, которые в сумме обеспечат проходной балл в вуз. Таким образом, многим старшеклассникам кажется предпочтительнее свободный график занятий, при котором они могут тратить больше времени на самоподготовку, включая занятия с репетиторами.
Проблема массовых пропусков занятий старшеклассниками дала о себе знать примерно четыре года назад. Часть родителей, когда им сообщают об этом, лишь пожимают плечами, будучи не в силах контролировать взрослых. Другие открыто поддерживают своих детей, считая, что те лучше подготовятся с репетиторами. От коллег я знаю, что в Москве и Санкт-Петербурге на занятиях в старших классах можно увидеть меньше половины класса. Понимаю, это связано с бешеной конкуренцией при поступлении в столичные вузы, куда стремятся ребята со всей страны. В других городах ситуация пока не выглядит столь плачевной.
Возможность заочного обучения в школе существовала и прежде, но лишь для отлично успевавших учеников. При этом мера не была слишком распространена, дабы предотвратить ее массовый характер, каковой мы и наблюдаем сейчас. Кроме того, по ряду причин ученика могли перевести на семейное обучение. Таковой могла быть конфликтная ситуация в классе. К сожалению, в последние годы в школах стало все больше детей с девиантным поведением, не умеющих или не желающих работать в коллективе. Такие дети несдержанны в своих поступках, мешают учителю и остальным ученикам проводить занятия. Такие встречаются уже и в начальной школе. В старших же классах бывает, что ученик, будучи по натуре индивидуалистом, противопоставляет себя остальному коллективу. В моей практике были случаи, когда дети переходили на альтернативные формы обучения, будучи по натуре интровертами.
- Но может ли школьник осилить программу самостоятельно, на дому?
- Лично я убежден, что по целому набору предметов - нет. По крайней мере в том объеме, чтобы соответствовать требованиям школьной программы. Родители слабо контролируют образовательный процесс ребенка. В лучшем случае они проверяют подготовку к ЕГЭ.
- А учителя одобряют переход учеников на заочную форму обучения?
- Тенденция уже существует, потому школа обязана ее учитывать. В сложившихся условиях мы должны взять на себя контролирующую функцию, проследить, чтобы ученик на заочном образовании достойно подготовился к аттестации. При этом новая форма организации образовательного процесса может оказаться не по душе многим учителям. Ведь зарплата учителя сильно зависит от того, сколько учеников сидит в классе. Если значительная их часть перейдет на заочку, то потребуется серьезная проработка схемы оплаты труда учителя, который будет встречаться с ними индивидуально. Кроме того, многие школы и вовсе не готовы к тому, чтобы обучать учеников заочно, не имея для этого ни проработанной методики, ни соответствующих регламентов.
- Многие родители считают, что без помощи репетиторов подготовиться к ЕГЭ невозможно...
- Если есть соответствующая образовательная база и отсутствуют отвлекающие факторы, то ученик может подготовиться самостоятельно. Но, увы, не каждый. Все-таки необходим контроль со стороны учителя: на что направить больше усилий. Но могу сказать уверенно - школа может дать ученику достаточный уровень подготовки, чтобы тот сдал ЕГЭ без помощи репетитора. Другое дело, что в массовом сознании закрепилась установка: услуга, получаемая за плату, заведомо лучше бесплатной.
- Если для большинства учеников старшие классы - лишь период подготовки к ЕГЭ, то не разумнее было бы сделать обучение в них полностью профильным?
- Эти вопросы прорабатываются на уровне министерства образования. Многие предлагают сдавать экзамен по русскому языку в 9-м классе, потому как фактически курс обучения ему завершается именно тогда, в старших классах идет повторение материала. Фактически в это время идет натаскивание к ЕГЭ. Как учитель я оцениваю образование в старших классах не только с точки зрения рациональности, но и обогащения личности знаниями сверх необходимых ему в будущей профессии. Несколько лет назад я опубликовал статью под названием «А не Париж ли столица Франции?» Причиной тому была узость кругозора, которую демонстрировали студенты даже старших курсов.
Ученики считают, что всю необходимую информацию они могут добыть в интернете. При этом не всегда понимают, что не готовы к отбору материала, решая, что им пригодится, а что нет. Действительно, некоторые вопросы, скажем, цитологии или генетики, которые изучаются в старших классах по биологии, могут не пригодиться им, если они свяжут свое будущее с иной профессией. Но еще раз напомню, что функция школы - дать общее среднее образование, подготовить всесторонне развитого человека. По моим наблюдениям, мотивация ученика стать образованным человеком значительно ниже, чем она была 15 - 20 лет назад. Как правило, в каждом классе учится не более двух человек, способных на уровне взрослого поддержать беседу на тему, не касающуюся его профильного предмета, скажем, о литературе.
- В таком случае, возможно, справедливо мнение тех, кто утверждает, что школьная программа перегружена и ее давно следует сократить в пользу дальнейшего образования?
- Вопрос «Что лучше: больше, но меньше или меньше, но глубже?» муссируется уже с начала века. Пока мы не можем найти золотой середины. Во многих школах в старших классах существует профильное разделение, когда уменьшается количество часов по одним предметам в пользу увеличения других. И давайте будем честны, чаще всего дети откровенно халтурят по непрофильным предметам. Изменить ситуацию может возвращение учета среднего балла школьного аттестата при поступлении в вуз. Такая возможность уже рассматривается. Абитуриент должен продемонстрировать не только отличные знания по профильным предметам, но и общую образованность. К сожалению, и эта система может дать сбой, если школьные учителя станут натягивать оценки отстающим ученикам.
Перед учителем стоит острая проблема - научить добывать знания, когда вся система ориентирована на сдачу тестов. С другой стороны, в нынешних условиях, когда учитель перестал быть основным и наиболее авторитетным источником информации для ученика, требования к нему как к профессионалу растут неимоверно.