Приговор 36-летнему Сергею Павлову вынесли на прошлой неделе. Вряд ли он обжалует решение Верховного суда РТ. Ведь процесс состоялся прежде всего благодаря ему самому.
Под кличкой Матрос Павлов был известен правоохранительным органам еще тогда, когда расследовались преступления ОПГ «Хади Такташ». Когда начались кровавые разборки внутри банды, Сергей выступил против «стариков» на стороне подрастающего поколения. Он имел непосредственное отношение к произошедшей в начале 90-х в Москве кровавой расправе над несколькими членами группировки. Правда, киллеру повезло. Раджа (Радик Галиакберов, лидер «Хади Такташ», ныне отбывающий пожизненный срок в колонии) с товарищами уже отправился за решетку, а Сергей по-прежнему оставался для следствия темной лошадкой. Даже в деле про него писали: «неустановленное лицо по кличке Матрос». Впрочем, сколько веревочке ни виться...
Осенью 2003 года Матроса вычислили. Начальник Ново-Савиновского РУВД Казани Джаудат Ахметханов, принимавший в раскрытии преступлений «Хадишки» самое активное участие, пригласил его к себе в кабинет. Речь шла якобы о новой табличке для здания милиции, что вполне было по силам Сергею Павлову: в то время он уже отошел от дел и вел жизнь частного предпринимателя. Впрочем, Матрос сразу смекнул, что не в табличке дело. Но прятаться не стал.
Разговор, видимо, получился насыщенным. Спустя два дня Павлов неожиданно решил снять со своей души еще один грех и заявил о том, что убийство Айбатова совершил именно он. Такого не ожидали сами милиционеры! Естественно, его показания проверяли самым тщательным образом - преступники часто заявляют о своей причастности к делам, которых не совершали, чтобы запутать следствие.
Но Сергей описал все в таких деталях, которые едва ли мог знать кто-нибудь, кроме самого киллера. В подъезде дома Айбатова Матрос показал косяк, в который случайно угодила одна из пуль. Нашел киллер и дерево, в которое пристреливал пистолет. Не отказался назвать и заказчика. Правда, последний и по сей день находится в Испании.
Как поведал следствию Павлов, грязную работу ему поручил казанский предприниматель Борис Булатов.
После московских разборок «хадишенские» отправились в Ялту. Сергей решил, что ему не по пути с бандитами, сбежал от них и вернулся в Казань. Раджа заимел на него зуб, однако сделать ничего не смог. Матрос попал под покровительство бизнесмена Бориса Булатова, который защитил его от нападок подельников и более того - взял к себе телохранителем.
С Айбатовым же Булатова связывал совместный бизнес. В 1995 году деловые партнеры запустили на пивном заводе линию по производству кока-колы. Однако вскоре между партнерами пробежала черная кошка. Директор завода вытеснил Булатова с предприятия. Тот в свою очередь подал в суд, требуя компенсации. Однако тяжба затягивалась, а причитавшихся денег так и не было видно. И тогда бизнесмен решил прибегнуть к своим криминальным связям.
Сначала он обратился к Радже, но лидера «хадишенских» не устроила сумма, которую предлагал ему предприниматель. «Спорит за миллион, а мне двадцать тысяч предлагает», - посетовал Раджа. Тогда выбор пал на Матроса. Тем более что тот никаких денежных претензий не предъявлял. Свою работу он выполнил из чувства долга.
Новое руководство завода оказалось более уступчивым, чем Айбатов. Получив свою долю, Булатов распродал все имущество в Казани и вместе с семьей перебрался жить в Испанию, где приобрел недвижимость.
Сотрудники Интерпола задержали его еще год назад. Однако в Россию подозреваемого не могут доставить и по сей день. Пленник тюрьмы Вальдеморо не хочет возвращаться на родину, где его ждет процесс по обвинению в убийстве. А в следующем году, между прочим, истекают сроки его привлечения к уголовной ответственности.
Впрочем, вовсе не факт, что Булатова осудят и в случае, если вопрос об экстрадиции будет решен положительно. Ведь его причастность к убийству Айбатова - всего лишь версия следствия, основанная главным образом на показаниях убийцы с весьма сомнительным прошлым.
Что касается Матроса, суд приговорил его к 9 годам колонии - киллера судили по старому Уголовному кодексу, действовавшему на момент совершения преступления. Примечательно, что за московские разборки киллер получил чисто формальное наказание еще летом прошлого года. Ему дали 7 с половиной лет колонии и... освободили от отбытия срока «по давности лет».
Когда Павлова спросили, что заставило его признаться в убийстве Айбатова, он ответил: совесть. А адвокат даже сравнил своего подзащитного с Раскольниковым. От своего последнего слова Матрос отказался. Сказал, что хотел бы попросить прощения у родных Айбатова, но никого из них он все равно не видит на этом процессе.
Диана ШАГИАХМЕТОВА,
Андрей ЕЛИСТРАТОВ.