В центре «Эрмитаж-Казань» на прошлой неделе состоялось открытие выставки «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX - XX веков». Она посвящена одному из самых спокойных и счастливых периодов европейской истории, длившемуся с окончания Франко-прусской войны (1871 г.) до начала Первой мировой.
Романтизация этого времени во многом носит ностальгический характер, который неизбежно возник на фоне травмирующего опыта мировой войны.
«Выставка уникальна и по составу, и по повороту темы. Она рассказывает о том, насколько художественная жизнь Франции была богаче и разнообразнее, чем существующий шаблон о революции, произведенной импрессионистами. Она же показывает в очередной раз, насколько коллекции Эрмитажа многоплановы и многозначны и что эта сложность показа и восприятия находит выражение именно в таких приятных, но тематически заостренных выставках», - прокомментировал событие генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
На выставке представлена панорама искусства более чем за сорок лет с 175 экспонатами из собрания Государственного Эрмитажа, включая работы Поля Гогена, Эдгара Дега, Пабло Пикассо и других мастеров Прекрасной эпохи. Помимо живописи здесь можно увидеть рисунки, гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства.
Наиболее популярные темы и стили живописи того времени представлены в нескольких тематических разделах.
Так, в XIX веке живопись пережила бурное развитие жанра пейзажа, что стало возможным благодаря инновациям, таким как появление тюбиков с красками и развитие железнодорожного сообщения во Франции. Кроме того, благодаря градостроительным реформам в стране в это время активно создавались парки и сады, что способствовало популярности отдыха на свежем воздухе. И это также нашло отражение в живописи.
Экономический рост в Париже привел к появлению новых видов досуга, доступных широкой публике. Ночная жизнь столицы отражена в работах Анри де Тулуз-Лотрека и других авторов. Париж стал символом Прекрасной эпохи, и художники стремились запечатлеть его дух, в их числе был и Камиль Писсарро. Развитие торговли и полиграфии привело к массовому производству ярких плакатов, которые украшали улицы города и превращали их в художественные галереи под открытым небом.
Красота, особенно женская, в Прекрасную эпоху стала культовой. Мода достигла своего пика, а косметология и парикмахерское искусство процветали. Жанр ню в живописи стал популярным, и художники, такие как Ренуар и Матисс, изображали своих современниц без сюжетных обоснований, отражая реальную красоту женщин.
Технический прогресс и развитие промышленности во второй половине XIX века изменили процесс создания предметов, что привело к упрощению внешнего вида изделий. В ответ на это возник модерн, или ар нуво - «новое искусство», которое стремилось к гармонии во всем: от архитектуры до мебели. Этот раздел выставки включает литографии, рекламные плакаты и фарфоровые изделия, которые документируют эстетическую революцию Прекрасной эпохи.