Последний полет «Боинга-737». Казанский лайнер унес жизни пятидесяти человек
news_header_top_970_100

Последний полет «Боинга-737». Казанский лайнер унес жизни пятидесяти человек

Страшная новость пришла в наши дома воскресным вечером по каналам новостей.

Воскресенье: шок

В 19.25 в международном аэропорту «Казань» случилась катастрофа: при посадке разбился самолет «Боинг-737», выполнявший рейс Москва - Казань. Судно рейсом №363 летело из Москвы, из аэропорта Домодедово. По неизвестным причинам самолет, принадлежавший авиакомпании «Татарстан», заходя на второй круг, вертикально врезался в землю. Самолет не смог сесть с первого раза и отправился на второй круг. Но почему-то потерял высоту и столкнулся с землей. «Боинг» загорелся, и в его бензобаках взорвалось топливо.Первыми на место трагедии прибыли пожарные и сразу поняли: выживших нет... Высота пламени - с многоэтажный дом. От многотонной техники осталась груда пылающих обломков. По словам очевидцев, после удара «Боинга» о землю раздался страшный взрыв. Аэропорт будто подпрыгнул, и сразу стало нечем дышать. На месте падения самолета образовалась гигантская горящая воронка. Аэропорт закрыли. Пожар тушили всю ночь. Президент РФ Владимир Путин поручил сформировать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В Казань срочно вылетел глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Вся Россия прильнула к экранам телевизоров и компьютеров, пытаясь получить ответ на вопрос: что же случилось в одном из лучших аэропортов страны, модернизированном к Универсиаде по последнему слову техники? И неужели правда, что среди погибших пассажиров начальник УФСБ РФ по Татарстану Александр Антонов и старший сын Президента РТ Рустама Минниханова Ирек Минниханов?В аэропорт стали приезжать родственники пассажиров, летевших этим рейсом, и горожане с цветами. На воротах аэровокзала появилась табличка: «Помним, скорбим». А в соцсетях - призывы приехать в аэропорт и почтить память погибших. Аэроэкспресс работал бесплатно. Казанские таксисты и горожане решили перевозить родственников к месту катастрофы тоже бесплатно. На входе в VIP-терминал вывесили список погибших. Первая фамилия в списке:  Ирек Минниханов. Когда в аэропорт приехал руководитель республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов, по его виду стало ясно - в семье произошла большая трагедия. Все подходили к нему, выражая свое соболезнование: в самолете погиб его 24-летний племянник.Президент РФ Владимир Путин позвонил Рустаму Минниханову и в телефонном разговоре выразил соболезнование в связи с трагедией и гибелью его сына. Место крушения оцепили. В аэропорт для охраны порядка было стянуто 200 полицейских. Выяснилось, что на борту судна находились 17 жителей из разных регионов России: Рязани, Новосибирска, Ханты-Мансийска, Волгограда... Среди погибших оказались подданная Великобритании и гражданка Украины. На борту самолета была Эллина Скворцова - супруга комментатора телеканала «Россия-2» Романа Скворцова. Уроженка Казани до прошлого года работала в хоккейном клубе «Ак Барс» и летела вместе с дочерью от первого брака Дарьей Арташевой. Авиакомпания «Татарстан» приняла решение организовать бесплатную доставку близких родственников в Казань. Следователи приступили к работе. Выяснилось, что взлетная полоса в Казани не повреждена, но обломки самолета разбросаны по большой территории. Чтобы сделать аэрофотосъемку, в воздух поднялись вертолеты. Затем территорию поделили на квадраты, и каждый квадрат потом перебирали буквально вручную. На помощь казанским следователям вылетели коллеги из Москвы. В Казань прибыли главы МЧС и минтранс Владимир Пучков и Максим Соколов. С ними прилетели другие члены правительственной комиссии и психологи. «Очень важно, чтобы мы постоянно находились в контакте с этими семьями, были рядом, и это будет на всех этапах. На всех этапах, когда они будут вынуждены сталкиваться с этой проблемой во время процедуры опознания, во время проведения неких формальностей, каких как загс, выписка документов и так далее, и так далее. Все это будет организовано в одном месте, и мы будем сопровождать», - сказал замминистра здравоохранения России Айрат Фаррахов.На месте крушения самолета работали две бригады Республиканского центра медицины катастроф, 5 бригад скорой помощи, 8 психологов и 21 судмедэксперт. Работы по опознанию и генетические исследования организовали на базе Республиканского бюро судмедэкспертизы. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин взял на личный контроль расследование уголовного дела по факту авиакатастрофы. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
И.о. руководителя Управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ назначен Динар Хамитов. Он был первым заместителем начальника УФСБ РФ по РТ Александра Антонова, который погиб во время крушения самолета в Казани.Кроме психологов в терминал приехали представители православного и мусульманского духовенства.Что за самолетЛайнеры семейства «Боинг-737» - одни из самых массовых в мире. Каждые пять секунд в мире взлетает и садится самолет этой серии. Пассажирский самолет Boeing 737-500 является самым маленьким представителем классической серии (Boeing 737 Classic) семейства самолетов «Боинг-737». Хроника последних авиакатастроф этого лайнера:
  1. В апреле 2012 года «Боинг-737» рухнул на жилой район при заходе на посадку в аэропорту Исламабада. Погибли все 127 человек, находившихся на борту, а также 11 жителей дома, на который упал самолет.
  2. Крупнейшая катастрофа «Боинга-737» случилась в мае 2010 года в индийском Мангалоре. При посадке воздушное судно выкатилось за пределы полосы и загорелось. На борту находились 166 человек, выжили лишь семеро.
  3. В России до катастрофы в Казани «Боинг-737» терпел крушение лишь однажды: в сентябре 2008 года в Перми. Жертвами трагедии стали 88 человек.
- По предварительным данным, этот «Боинг» был выпущен в 1990 году. Однако говорить, что это старое воздушное судно, представляется некорректным, авиация оперирует другим понятием - летная годность. Если самолет находится в воздухе, если он летает, это значит, что у него есть так называемый сертификат летной годности. Это документ, подтверждающий, что самолет находится в эксплуатационном состоянии, он может безопасно эксплуатироваться и обеспечивает безопасность членов экипажа и пассажиров при выполнении полетов, - сообщил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.Кто им управлялОбщий летный стаж командира самолета «Боинг-737-500», разбившегося в Казани, Рустема Салихова - 21 год. На «Боинге» он работал с марта 2010 года сначала штурманом и вторым пилотом, а с марта 2013 года - командиром лайнера. Второй пилот «Боинга» - Виктор Гуцул, имел общий трудовой летный стаж 23 года. В 2011 году он прошел курсы пилотирования «Боингом» и с 20 сентября 2011 года стал вторым пилотом разбившегося лайнера.В момент посадки «Боинга» погодные условия были близки к идеальным. А вот технические претензии к этому борту предъявлялись и раньше. 12 лет назад самолет попал в серьезную аварию в Бразилии - опять же при посадке подломилась стойка шасси, лайнер жестко приземлился на один из двигателей, после чего проходил длительный ремонт.Настораживает и еще одно обстоятельство: известно, что разбившийся самолет эксплуатировали в разных странах - лайнер летал во Франции, Бразилии, Болгарии, Румынии и африканской Уганде. И только в 2008 году он был взят в аренду в России. Понедельник: день траураНа опознании. 10.00. На дверях Бюро судмедэкспертизы объявление: «Всем родственникам обращаться в Ядерный центр онкодиспансера». Никто не задается вопросом, чьим родственникам оно адресовано. В помещения, где обычно проводится судмедэкспертиза, все просто не поместились бы. Поэтому родственников разместили в соседнем здании. Журналистов туда не пускают, чтобы не осложнять тяжелую работу психологов. Из дверей выходит девушка в красной куртке. Это Ольга Макарова, начальник отдела экстренного реагирования Центра экстренной психологической помощи МЧС России. «Психологическое состояние родственников закономерно тяжелое, люди в шоке, - сообщает она. - Никто еще не выясняет, кто виноват. Пока скорбящие лишь вспоминают погибших и не могут поверить, что их больше нет».Мимо нас периодически пробегают люди в черных очках. Репортеры телекомпаний пытаются получить от них комментарии. «Дочка у меня погибла! Вот такая девочка...» - навзрыд отвечает мужчина средних лет репортерам, показывая рукой на уровне груди. Замминистра здравоохранения РТ Ринат Залалдинов сообщает, что на 11.00 на «горячую линию» для родственников поступил 41 звонок. Все о том, как организована медицинская и психологическая помощь. С его разрешения ненадолго и без камеры попадаю внутрь. На людях действительно нет лица: все в шоке от случившегося. С ними общаются медики и представители православной церкви и ислама. Нияз хазрат, зампредседателя Духовного управления мусульман РТ, рассказывает о том, какие мероприятия будут проходить в мечетях города в связи с трагедией. Говорить долго не получается - он занят подготовкой помещения для намаза. В аэропорту около второго терминала стол, заваленный цветами и детскими игрушками. К нему периодически подходят люди, кладут цветы, зажигают свечи и несколько минут стоят молча. Многие плачут. Около терминала дежурят четыре кареты скорой помощи и автомобили федеральных телекомпаний со спутниковыми тарелками на крышах. В онлайн-режиме начинается заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На большом плазменном экране - Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ. Заседание ведет министр Владимир Пучков. Руководители ведомств отчитываются о своей работе и получают от него распоряжения. Все быстро, официально и строго. От работы этих людей зависит, как быстро откроется аэропорт, как будет организована работа медиков с родственниками пострадавших и насколько оперативно сделают свою работу следователи. Во втором терминале аэропорта два этажа. На втором штаб МЧС, где снуют медики, полицейские, спасатели, министры. Около «плазмы» следят за новостями. Из разговора двух сотрудников МЧС: «Там самый большой фрагмент тела вот такой...» Один показывает руками не больше 40 сантиметров. На первом этаже штаб прессы. Репортеры со всего мира сидят с ноутбуками и планшетами и что-то быстро печатают. Рядом стенд-ап снимают корреспонденты из Китая. На обоих этажах в кафе пассажиров и журналистов бесплатно кормят выпечкой и бутербродами, предлагают чай и кофе. Траурная тишина изредка прерывается сообщениями по громкой связи. Пассажиров мало, в основном иностранцы, разговаривают все шепотом. Тех, кто долго не может улететь, размещают в гостиницах. На табло постоянно меняется информация об отмененных и перенесенных рейсах. Часть людей отправляют в Бегишево, откуда они смогут улететь. Как ни странно, есть еще те, кто о трагедии и не слышал. К столу информации подбегает мужчина и с легким акцентом спрашивает, почему отложен его рейс. Когда ему объясняют, он бледнеет и начинает медленно оседать на пол. К нему бегут медики. Министр транспорта России Максим Соколов рассказывает о том, что будет с останками погибших и обломками самолета. И официально заявляет об открытии аэропорта. К этому моменту связь установлена с родственниками почти всех погибших. В город возвращаемся на аэроэкспрессе. В салоне тихо беседуют две женщины средних лет: «Представляешь, летели они, смотрели в иллюминаторы, радовались: «Вот она, Казань...» Ужас какой...» Страховая группа «СОГАЗ», в которой была застрахована ответственность авиакомпании «Татарстан» перед пассажирами, признает крушение самолета в Казани страховым случаем. Выплаты родственникам погибших осуществят в максимально сжатые сроки - после представления необходимых документов «СОГАЗ» выплатит страховое возмещение в течение пяти рабочих дней. Лимит ответственности за гибель каждого пассажира составляет 2 млн 25 тыс. рублей. Кроме того, семьям погибших выплатят компенсацию в размере 1 млн рублей на каждого из средств резервного фонда Кабмина РТ.Среда: предварительное «кто виноват»

Из сообщения Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию авиационного происшествия:Техническая комиссия МАК по расследованию авиационного происшествия с самолетом «Боинг-737-500» авиакомпании «Татарстан» информирует о предварительных результатах расшифровки информации бортового параметрического самописца.В процессе захода на посадку экипажу не удалось выполнить стандартный заход в соответствии с установленной нормативной документацией схемой. Оценив положение самолета относительно ВПП как «непосадочное», экипаж доложил диспетчеру и начал уход на второй круг. При этом задействованный в процессе захода на посадку один из двух автопилотов был отключен и дальнейший полет осуществлялся в ручном режиме. Двигатели вышли на режим, близкий к взлетному. Экипаж убрал закрылки из положения 30° в положение 15°. Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей самолет перешел в набор высоты и достиг угла тангажа около 25°. Приборная скорость начала уменьшаться. Экипаж произвел уборку шасси. С момента начала ухода на второй круг до этого времени активных действий по штурвальному управлению самолетом экипаж не предпринимал. После уменьшения скорости со 150 до 125 уз экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолета в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолета и росту приборной скорости. Максимальные углы атаки в процессе полета не превышали эксплуатационных ограничений. Самолет, достигнув высоты 700 м, начал интенсивное пикирование с углом тангажа, достигшим к концу полета -75° (концу записи). И столкнулся с землей с большой скоростью (более 450 км/ч) и большим отрицательным углом тангажа. От момента начала ухода на второй круг до окончания записи прошло около 45 сек., снижение заняло около 20 сек. Силовые установки работали вплоть до столкновения самолета с землей. Разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолета и двигателей, по результатам предварительного анализа, не выявлено. Продолжается анализ и расшифровка параметрической информации. При вскрытии контейнера самописца речевой информации защищенный контейнер с лентопротяжным механизмом отсутствовал. Комиссия продолжает поиски устройства.Техническая комиссия МАК продолжает работу на месте происшествия. Изучается летная документация авиакомпании и подготовка экипажа, в том числе с привлечением высокопрофессиональных линейных пилотов, имеющих большой опыт эксплуатации данного типа самолета в ведущих авиакомпаниях России. Изучается техдокументация авиакомпании, в том числе по техническому обслуживанию самолетов и поддержанию их летной годности в соответствии с международными правилами. Анализируется информация наземных средств объективного контроля, а также данные метеообстановки и обслуживания воздушного движения. P.S. Вчера специалисты обнаружили кассету речевого самописца упавшего в Казани «Боинга». Ранее эксперты МАК полагали, что кассету выбило  из-за сильного удара. Какую информацию содержит «черный ящик» самолета?Аварийные бортовые самописцы называют «черными ящиками». На самом деле их корпуса обычно имеют форму шара или цилиндра. Оболочки такой формы лучше сопротивляются внешнему давлению и окрашиваются в яркий оранжевый или красный цвет для облегчения их обнаружения среди обломков, говорится в Википедии.Бортовой самописец - часть системы объективного контроля воздушного судна, которая собирает сведения о состоянии материальной части (давление топлива на входе в двигатель, давление в гидросистемах, обороты двигателей, температура воздуха за турбиной), о действиях экипажа (степень отклонения органов управления, уборка и выпуск взлетно-посадочной механизации, нажатия на боевую кнопку, переговоры экипажа), навигационные (скорость и высота полета, курс, прохождение приводных маяков) и другие данные.Существуют эксплуатационные и аварийные самописцы. Первые не защищены и используются в повседневной эксплуатации самолета. Пилоты их называют «ябедниками». Аварийные самописцы надежно защищены: они должны обеспечивать сохранность данных в течение 30 минут полного охвата огнем, при ударных перегрузках 3400 g в течение 6 мс, статических перегрузках более 2 т в течение 5 минут и погружении на глубину 6000 м в течение месяца. Для облегчения поиска самописцев в них встраивают радиомаяки и акустические «пингеры», автоматически включающиеся в случае аварии.Бортовой самописец изобрел австралийский ученый Дэвид Уоррен в 1953 году. Первый прототип устройства представили в 1956 году. В 1960 году распоряжением правительства Австралии установка аварийных самописцев на все пассажирские самолеты стала обязательной. Вскоре его примеру последовали другие страны.В дальнейшем параметрический и речевой регистраторы были конструктивно разделены. Первый стал размещаться в хвосте самолета, а второй - в кабине. Но поскольку в катастрофе кабина разрушается сильнее хвостовой части фюзеляжа, речевой самописец также был перенесен в хвост.