Чтобы заинтересовать, привлечь молодежь на производство, повысить престиж рабочих и инженерных профессий в обществе, принята Республиканская программа популяризации рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2008 - 2010 годы (постановление Кабинета министров РТ от 18 апреля 2008 года №245).
Она должна информировать население о ситуации и противоречиях рынка труда и сферы образовательных услуг, активизировать профориентационную работу, способствовать адаптации молодых специалистов на производстве.
Ряд мероприятий программы направлен на изменение традиционно сложившегося имиджа профучилищ.
– Мы хотим, чтобы поступать и учиться в них было престижно, – заявляют в один голос представители ссузов.
Один из путей - совершенствование культурно-массовой и спортивной работы. Поэтому программой предусматривается создание и развитие спортивных секций, проведение спартакиад и приобретение современного спортоборудования для профессиональных училищ. Правительством республики на эти цели в 2008 году было выделено 8,6 миллиона рублей, в 2009-м – 3,9 миллиона, в текущем – 4,6 миллиона.
В рамках реализации программы проводится активная совместная работа министерств и ведомств, направленная на переориентацию молодежи на получение востребованных обществом профессий. Реализация данной программы способствовала увеличению доли лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (11 классов), поступивших в учреждения начального профессионального, – с 11 процентов в 2006 году до 26 процентов в 2008-м и 39 процентов в прошлом (данная доля считается от численности выпускников 11-х классов текущего года).
Кроме того, статистические данные показывают, что повысился конкурс в технические вузы: в учебные заведения производства – с 3,1 человека на место в 2008 году до 9,1 в 2009-м, в строительные – с 3,4 человека до 13,4.
Скептики подчас не знают, сколько сейчас в Татарстане учреждений профтехобразования – стало их меньше или больше за последние годы и почему?
Ввиду необходимости обеспечения продуктивной деятельности системы начального профессионального образования (НПО) в соответствии с запросами экономики министерством проводится работа по ее реформированию.
Численность подведомственных образовательных учреждений – по данным на 1 июля сего года – уменьшилась с 98 в 2007 году до 72. В числе подведомственных образовательных учреждений 41 учреждение НПО, 30 – СПО (29 колледжей и техникум) и одно – ВПО.
При этом в тридцати из них готовят кадры по двухуровневым программам НПО-СПО.