Потребление во время кризиса

В связи с непростой ситуацией в экономике многим жителям нашей страны пришлось существенно изменить свое потребительское поведение. Как приспосабливаются покупатели к новым условиям?

news_top_970_100

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне.

Доля тех, кто сообщает, что уже больше полугода назад перешел на покупку менее дорогих товаров, с января по сентябрь выросла с 22 до 39%. К этой группе чаще можно отнести пожилых (49%) и малообразованных (50%) людей. В целом на потребление более дешевых продуктов перешли 62% наших сограждан (в январе таковых было 58%).

Согласно данным исследования заметно больше стало тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 37% в сентябре). Во время последнего опроса еще 20% сказали, что делают это последние полгода, 7% начали делать в последний месяц (в январе таких было 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг. Это 34% респондентов (в январе и сентябре).

По-прежнему основными методами приспособления к сложившейся экономической ситуации является переход на более дешевые виды товаров или полный отказ от определенных наименований. Запасают продукты впрок 38%, выращивают больше овощей и фруктов на своем участке и делают заготовки 36%. Высокооплачиваемую работу или приработок ищут 35%. Около трети (31%) тратят сбережения на повседневные нужды, 24% берут кредит в банке, 26% занимают у знакомых, 23% принимают безвозмездную помощь от близких.

Только 9% делают накопления в валюте, а 5% продают ценное имущество.

Опрос проведен среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100