Вчера, в День памяти и скорби, им вручали продуктовые наборы. Но куда дороже для этих женщин, старшей из которых исполнилось 102 года, душевное тепло и общение: ведь большинство из них в силу возраста почти не выходят из дома, прикованы к постели.
Во время встреч с членами совета ветеранов вдовы рассказывают о своих павших мужьях, детях. Кто-то достает чудом сохранившиеся пожелтевшие от времени треугольники фронтовых писем – самое дорогое, что у них осталось от любимых...
Елизавета Израиловна Щук проживает на улице Девятаева, в апреле ей исполнилось 99 лет. Она пережила блокаду Ленинграда, потеряла всех родных и близких. Гвардии лейтенант Бронислав Антонович Щук участвовал в прорыве блокады, награжден медалью «За отвагу». Погиб в феврале 1943 года, похоронен в братской могиле в поселке Красный Бор Ленинградской области.
«Здравствуй, милая Лиза! Сегодня наконец-то получил твое долгожданное письмо. Сердце разрывается от боли, читая про твои мытарства и невзгоды. Дорогая моя, когда тебе будет трудно, вспоминай про меня, про то, как страстно я желаю увидеть тебя и нашу дочь. Я сражаюсь за Родину, но в этом большом понятии есть место и для моей семьи. И я буду делать все, чтобы уничтожать проклятого врага, освободить от захватчиков родную землю и наш народ, а значит, и вас, мои родные!»...
«Здравствуй, Лизок, мой единственный, самый близкий и верный спутник, моя боевая подруга! Время и пространство разъединили нас, но никогда и ничто не разъединит наши сердца. Ведь это так? Ты уже знаешь об успешном наступлении наших войск на Ленинградском фронте и прорыве вражеской блокады. Знай, что в этом есть и моя доля... Знай и то, что теперь твой муж – гвардеец. Я не раз смотрел смерти в глаза и в бою за чужие спины не прятался. Командование оценило это и представило меня к награде. Кроме того, меня собираются принять в партию. Пиши, Лизочек, почаще. Как там наша Нэлли? Будьте обе здоровы. Желаю твердости сил в преодолении всех трудностей. Крепко и много раз целую тебя и дочь. Ваш муж и отец Бронислав. 22.01.1943 г.», - это было последнее письмо с фронта. Вслед за ним пришла похоронка. А потом была эвакуация по Ладоге. Новая жизнь - сначала в Перми, а с 1946 года в Казани.
Вдовы и дети погибших на фронте никогда не забудут своих мужей и отцов. В их светлой памяти они навсегда остаются молодыми, веселыми, красивыми и самыми любимыми на свете.