Ныне всемирный известный российский дуэт юмористов-международников – Вован и Лексус поделились с казанскими зрителями и гостями фестиваля секретами с кухни своего успешного проекта и дали свои советы, глобальные и личные – как побеждать в информационных войнах и отвечать телефонным мошенникам.
Кто же такие пранкеры? Зачем они это делают? Где находят контакты жертв? На эти вопросы из зала Вован и Лексус ответили во второй день работы феста, во время панельной дискуссии «Информационные войны».
Напомним краткую историю творческого дуэта. Вован и Лексус – российские комики Владимир Кузнецов и Алексей Столяров. Они стали широко известны своими шутливыми телефонными звонками известным личностям. Звезды отечественного и мирового шоу-бизнеса, чиновники, министры и даже главы государств — для них нет никого недоступного!
Так, например, Вован попал в поле зрения общественности в конце 2011 года, когда после спорных парламентских выборов в России того года позвонил председателю Центральной избирательной комиссии Владимиру Чурову, представившись заместителем премьер-министра Аркадием Дворковичем и почти убедил Чурова, что Президент на Дмитрий Медведев намерен его уволить. В июне 2012 года он позвонил Виталию Мутко, министру спорта России, и убедил его извиниться за пьяное поведение спортсменов.
В 2014 году Вован и Лексус начали работать вместе. Для начала они позвонили президенту Молдовы Николаю Тимофти, представившись грузинским политиком Михаилом Саакашвили. Затем разговаривали с генералом Кевином Макнили в Соединенных Штатах, которому Вован представился как министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Макнили раскрыл пранкерам информацию о поставках военной помощи США Украине во время начавшейся войны на Донбассе.
В России пранкерами традиционно считаются те, кто устраивает телефонные розыгрыши. Само название происходит от английского prank — шалость, выходка.
Как и полагается дуэту, на вопросы из зала артисты разговорного жанра отвечали также вдвоем, дополняя и уточняя друг друга.
Интересно было даже просто наблюдать за ними. Несмотря на простецкий псевдоним «Вован», сам Владимир – интеллигентный, изящный, элегантно одетый молодой человек. Как пояснил сам Вован корреспонденту «Казанских ведомостей», именно он в большинстве случаев ведет беседу с собеседником на английском языке. И судя по его отчасти рафинированности и задумчивости, он также является и основным генератором идей.
Алексей «Лексус» тоже соответствует своему творческому псевдониму по марке мощного автомобиля – он более напористый в дуэте, пробивной и временами, когда это требуется, персонаж нахальный и даже в меру наглый.
Ребята, как у вас происходит подготовка к розыгрышу?
Это очень долгий процесс. Мы собираем подробную информацию, досье на человека, изучаем все это. А это не только чтение «Википедии», но и ранние материалы о нем, скандалы, новости. Ищем какие-то забавные факты из его биографии – это помогает легче расположить собеседника к себе, разговорить его. Чтобы потом расколоть его и узнать то, что в другом случае он бы не сказал.
То есть идет кропотливая, въедливая предварительная работа, которая, еще раз повторим, занимает очень много времени. Но на самом деле – это очень хорошая черта – так относиться к своей информации, особенно это полезно в работе журналиста: дотошность в сборе материала. Так что и мы тоже – журналисты, старающиеся хорошо выполнять свою работу. Для нежурналистов, а, например, для человека из сферы бизнеса максимально полная информация о твоем потенциальном контрагенте, возможном партнере в деловых отношениях – вещь тоже весьма полезная.
В последнее время вы используете видеоформат ваших розыгрышей. Обычные телефонные звонки ушли в прошлое?
Во-первых, благодаря видеозвонку можно убедиться, что перед тобой именно тот собеседник, который тебе нужен. А главное – зрителю тоже интересней видеоформат, когда он может посмеяться от души, наблюдая за мимикой, жестами и выражением нашего визави, зная уже, что того ждет подвох.
Часто говорят о том, что вы сотрудничаете с Федеральной службой безопасности России. Иначе бы откуда вы узнали о засекреченных номерах телефонов высокопоставленных мировых политиков, глав стран и ведомств. Это так?
Эти сведения нам предоставляют разные источники. Кстати, зачастую личные контакты высокопоставленного человека можно при усердии и тщании найти просто в открытых источниках. Добраться до них, до этих источников, конечно, непросто, но поверьте, они есть. Разумеется, при этом нужно хорошенько потрудиться, перелопатить очень большой объем информации – «руды». Еще один вариант: нужные нам контакты достаются через длинную-длинную цепочку наших помощников в команде проекта: знакомых и знакомых этих знакомых.
Вы считаете себя бойцами информационной войны на защите России?
Конечно! Информацию, которую мы собираем, приходится постоянно проверять и перепроверять – в том числе и перекрестными проверками. Тщательная проверка – вот наш главный традиционный совет журналистам и СМИ.
Значит, вы считаете себя патриотами России?
Мы – люди, которые любят свою страну.
Почему же не хотите назвать себя патриотами?
Как можно жить в России и не быть патриотом? Как можно не считать, страну, в которой ты живешь, лучшей в мире и не любить ее?
Какие практические советы дадите в борьбе с фейками?
Во-первых, нужно сразу смотреть на источник новости. Серьезный это источник или нет, что это за издание? Кто автор? Серьезный журналист или нет? Хотя сейчас большие и, возможно, намеренные проколы, вбросы случаются и у мировых СМИ. Недоверие, анализ, сдерживание эмоций, холодный разум и логика. Вот ваши главные помощники в противостоянии фейковым скоротечным новостям, неправде, распространяемой порой мгновенно с помощью С МИ. Ту же логику и разумное недоверие нужно включать и при звонке телефонных мошенников.
Какие чувства вы испытываете от своей хорошо проделанной работы? Вы берете после этого тайм-аут, перерыв, чтобы отдохнуть, поднакопить новых идей и приступить к новым розыгрышам?
Реакция от этого – как у всякого нормального человека. Назвать счастьем это нельзя, удовлетворением – да. Мы понимаем, что делаем свою работу хорошо.
Как долго вы собираетесь быть пранкерами Вованом и Лексусом? Ведь всю жизнь, вероятно, вы не будете заниматься этими розыгрышами?
Мы никогда не задумывались над тем, чем будем заниматься после этого проекта. Скажем даже больше. И честно: мы не знали, мы и не предполагали, что эта наша деятельность останется в публичном поле так долго. И мы будем заниматься этим на постоянной основе. Так получилось. Но раз это получается так хорошо и это нравится людям – конечно, мы будем продолжать. А это возможность пообщаться с известным человеком и задать ему вопросы, ответы на которые будут потом интересны многим.
Разыгрывали ли вы кого-то в личных целях? Например, чтобы получить какие-то преференции для себя?
Нет. Никогда. Это наш принцип.
Есть ли у вас «красные черты» в разговорах с теми людьми, которых вы разыгрываете?
Национальность. Религия. Частная жизнь.
Кто следующий на очереди, кого вы планируете разыграть?
Если мы сейчас ответим – кто, как мы сохраним наш секрет, наш будущий розыгрыш? Конечно, мы не скажем. Но подготовительная работа уже началась, она идет по своему обычному плану. Скажем лишь, что это большой известный человек. Надеемся, вскоре вы услышите нашу беседу с ним и его ответы на вопросы, которые по традиции будут также интересны широкому кругу людей.