Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос о том, как изменилось отношение к предпринимательству за последние 25 лет.
Сегодня россияне более определенно отвечают на вопрос о том, есть ли у них желание открыть свое дело. Не хотят становиться бизнесменами 60% (49% в 1991 г.), выражают такое стремление 34% (25 лет назад - 29%). В молодежной среде готовы к этому 60% опрошенных, среди людей пенсионного возраста - 6%. Доля затруднившихся с ответом заметно сократилась (с 20% до 3%).
Среди потенциальных бизнесменов (желающих открыть свое дело) уже предпринимают для этого какие-то действия только 17% (что, однако, больше, чем в 1991 г., - 8%). Еще 33% собираются начать работу над этим в ближайшее время. Наиболее интересными сферами считают розничную торговлю (24%, ранее - 14%), общественное питание, транспорт и бытовое обслуживание (17%). Каждый второй из заявивших о своем намерении заняться предпринимательством (47%) откладывает фазу активных действий на неопределенный срок.
За 25 лет вдвое вырос уровень оптимизма относительно успеха карьеры в бизнесе - 71% потенциальных предпринимателей (планирующих начать свое дело и уже предпринимающих для этого какие-то действия) надеются, что задуманное им удастся (ранее так говорили только 35%).
Респонденты, не желающие открывать свое дело, и те, кто пока ничего не предпринимает, объясняют это неимением необходимых материальных средств (37%), плохим здоровьем и старостью (30%), отсутствием интереса к бизнесу (20%) и др.
Среди всех опрошенных наиболее распространено мнение, что для удачи в бизнесе прежде всего нужны деньги (34%), 27% отмечают значимость личных качеств, 23% - связей и знакомств. При этом уже состоявшиеся бизнесмены говорят, что для успеха предпринимателю нужны в первую очередь не деньги (12%), а личные качества (45%) и полезные знакомства (27%).
Опрос проведен в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях, республиках и 9 ФО России. Объем выборки - 1600 человек.