Голосование было тайным, однако назначение Позднякова оказалось как вполне ожидаемым, так и почти единогласным. Второй кандидат - пловец Александр Попов - набрал лишь 20% голосов против 78 у Позднякова.
Это интервью Станислав Поздняков дал нашему корреспонденту еще во время чемпионата мира по водным видам спорта, но многое из того, что он рассказал тогда, является достаточно интересным и сегодня.
Станислав Поздняков - один из тех спортсменов, фамилия которого знакома даже тем, кто о фехтовании мало что слышал. 26 лет блистательной спортивной карьеры - это что-нибудь да значит. Его фамилию наряду с фамилией Яшина и Третьяка, Скобликовой и Латыниной знают не только в России - это международный бренд.
В Казань Поздняков приехал не только как официальный представитель сборной и не только как популяризатор своего вида спорта. Он встретился с молодыми фехтовальщиками, пообщался с ними, дав мастер-класс, а затем была еще и автограф-сессия. Никому не отказал, ответил на все вопросы, понимая, что в самом начале пути юному спортсмену очень важно напутствие легенды мирового фехтования.
- Станислав Алексеевич, почему же все-таки вы выбрали фехтование?
- Как и все мальчишки, я бредил футболом. Но в семь лет, когда родители решили отдать меня в какую-нибудь секцию, принимали только на плавание. Родители к спорту отношения не имели - все в семье были врачами и понимали, что физическое развитие для юноши очень важно. Тогда как раз закончилась московская Олимпиада, спортом бредили все.
Но с плаванием как-то не пошло у меня. Первый тренер все убеждал: «Не скучай, пока плывешь, считай количество плиток кафеля на дне бассейна». Скоро я пересчитал все кусочки и понял, что плавание - это не мое. Мне не хватало реального соперника. Так я и перешел в фехтование.
- Вам надо было ехать в Москву, ведь всегда считалось (и считается до сих пор), что лучшие тренеры в этом городе. А вы жили тогда в Новосибирске...
- Может быть, мне и повезло, но я всю спортивную карьеру проработал со своим первым тренером Борисом Писецким. Он и сейчас тренирует, уже других, но с фехтованием не порвал - это его жизнь. Я, по сути, повторяю его упорство: выбрал один раз и иди вперед, назад не оглядывайся. Самое главное в жизни - не жалеть о сделанном, прошлого не вернешь.
- Не было желания за столь долгую карьеру бросить все, заняться чем-то другим?
- Судьба слишком удачно ко мне отнеслась - карьера складывалась по нарастающей, так что таких желаний и быть не могло. Один раз, правда, было - ну, так я и закончил карьеру спортсмена.
- Когда вы поняли, что фехтование - это ваш вид спорта?
- Когда получил свою первую награду - долго ей любовался. И понимал: чтобы достичь еще больших высот, нужно работать больше. С дисциплиной у меня никогда проблем не было - родители так воспитали. Если дал слово - держи. Жизнь испытывала - ставила новые задачи, и мне лишь надо было упорно работать, чтобы достичь новых высот. Я всегда был голоден до новых схваток, каждого боя ждал как первого. И после побед (и поражений тоже) всегда с тренером детально разбирал свои действия. Серьезных травм удалось избежать, так что я счастливый человек!
- В свое время очень популярным был фильм «Три мушкетера» с Боярским в главной роли. Вы помните это время?
- Мы в компании фехтовальщиков, естественно, тоже пели: «Пора-пора-порадуемся». Это был своего рода гимн профессии. И меня даже на продолжение съемок приглашали консультантом, но это оказалось не мое.
Дело в том, что сценические постановки трюков, боев - это одно, а схватка на спортивной дорожке - совсем другое. К тому же Володя Балон, игравший в фильме де Жюссака, сам мастер спорта по фехтованию и мог это делать не хуже меня.
Но был и один курьезный случай. Как-то приятели затащили меня в театр им. Моссовета на спектакль «Сирано де Бержерак». По замыслу режиссера, актер, игравший главную роль, выскакивает на сцену по зрительскому проходу. И вот Александр Домогаров в прекрасном костюме, с саблей в руке останавливается около меня и грозно вопрошает: «Кто здесь может сразиться со мной?» И я, как во сне, поднимаю руку. Мои знакомые попадали с кресел, но спектакль продолжился. А забавный бой мог бы получиться.
- Вы на встрече с детьми были предупредительны, внимательны. Вы всегда такой открытый - и в обычной жизни?
- Ну, тут случай особый. Не каждый день видишь олимпийского чемпиона, и от того, как я буду общаться, сложится мнение не только обо мне лично, но и о нашем виде спорта. Не то чтобы я не до конца благородный, но были случаи, когда сталкивался с несправедливостью на дорожке, и это не озлобило. Наоборот, стал жестче себя контролировать. Как-то на чемпионате мира встречался с соперником. Так вот, в эпизоде, когда нужен был один укол для победы, судья ошибочно присудил мне столь нужное очко. Но я убедил его, что укола не было, и бой продолжился. Тот бой я все же выиграл. Но на следующем соревновании, встречаясь с тем же соперником, я проиграл, причем решающий укол, который засчитали сопернику, был также ошибочным. Но мой соперник промолчал, не возражал, а у меня остался противный осадок. Все-таки фехтование - это благородный вид спорта, и никакая липовая победа добра не принесет. Надо жить, помня о правиле fair play - и в спорте, и в обычной жизни.