Президент Татарстана Минтимер Шаймиев: Наша страна обречена на сотрудничество с исламским миром во имя согласия между людьми разных национальностей и религий

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев: Наша страна обречена на сотрудничество с исламским миром во имя согласия между людьми разных национальностей и религий

news_top_970_100

- Минтимер Шарипович, на днях Вы вернулись из ближневосточного турне, посетив Сирию, Саудовскую Аравию и Кувейт. Чем могут заинтересовать Татарстан эти самые влиятельные на Ближнем Востоке государства?

- У нас была очень представительная по своему составу делегация. В нее вошла деловая элита республики, научная и культурная общественность. Наша главная задача определялась прежде всего интересами республики и заключалась в налаживании более тесного торгово-экономического сотрудничества.

Татарстан все пореформенные годы в русле российской внешней политики активно развивал экономические связи с зарубежными странами, и у нас сложилась довольно-таки широкая география. Мы сотрудничаем со странами Евросоюза, Японией, Южной Кореей, Китаем и рядом других государств.

Однако с арабским миром в силу различных причин у нас не было такого плотного сотрудничества, и наш визит был весьма продуктивным, а главное - он подтвердил назревшую необходимость установления прямых контактов в этом регионе.

Первая страна, которую мы посетили, была Сирия. В ходе встречи с президентом Башаром Асадом и членами сирийского правительства обсуждались перспективы сотрудничества на двусторонней основе. Важной я считаю достигнутую с сирийской стороной договоренность об организации в этой стране производства по сборке наших КАМАЗов, которые имеют надежную репутацию в этом регионе и пользуются спросом. Исходя из этого мы и открыли в Сирии центр по продажам и обслуживанию КАМАЗов.

По нашим совместным оценкам, уже со второй половины будущего года сборочное производство может начать работы. На первом этапе планируется собирать по тысяче грузовиков ежегодно.

Сирийская сторона проявила большой интерес и к выпуску автобусов на базе КАМАЗа. Сейчас мы изучаем поступившие предложения и потребности Сирии, а также соседних стран в этом. Производство автобусов, и мы говорили об этом с председателем Совета министров Сирии Мухаммедом Наджи аль-Атари, может быть налажено на одной из территорий свободных экономических зон в этой стране. Есть и немало других практических и вполне реализуемых проектов, которые смогут принести пользу и взаимную выгоду.

С сирийским руководством мы также обсудили возможности сотрудничества в нефтяной отрасли с учетом того огромного опыта, которым располагает наша республика. Примечательно, что наши нефтяники выиграли международный тендер на геофизическую разведку так называемого «27 блока нефтяных месторождений в Сирии» и компания «Татнефть» уже приступила к работе, открыв там свое представительство.

У Сирии давние торгово-экономические взаимоотношения с Россией, и в ходе встреч с руководством страны подчеркивалась заинтересованность в расширении экономических контактов с нашей страной. Из того, что мы видели, можно сделать вывод о том, что у Сирии есть для этого не просто желание, но и все возможности. По своему опыту я знаю, насколько сложным бывает процесс освоения регионами новых рынков за пределами России, как непросто зачастую втиснуться в эти рынки и занять там свое место.

Сирия в этом смысле очень благоприятная страна, здесь созданы привлекательные условия для инвестиций. В силу объективных и субъективных причин в сирийской экономике сегодня присутствует мало иностранных компаний, и мы не должны упускать возможности всерьез и надолго закрепиться на этом направлении.

Нам было интересно ознакомиться с туристической сферой, поскольку Сирия самым активным образом ее развивает. Сирийская сторона заинтересована в привлечении россиян для отдыха, здесь есть на что посмотреть. Это уникальные в своем роде памятники исламской и христианской культуры и архитектуры, пережившие века. В этой стране удивительнейшим образом сочетаются древняя сирийская и мировая история, поражает бережное отношение сирийцев к своему прошлому. Я убежден, что со временем эта страна станет одним из самых привлекательных туристических центров в мире, в том числе и для наших граждан.

- Что интересного для Вас было в Кувейте и в какой сфере может быть перспективным сотрудничество для Татарстана с этой страной?

- Кувейт - очень развитое государство, и проникнуть на этот рынок не так-то просто, поскольку здесь сильно влияние Запада, в особенности США. Тем не менее в ходе встреч на самом высоком уровне, в том числе и с эмиром Кувейта шейхом Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом, подчеркивалось, что сотрудничество с Западом никоим образом не является препятствием для сотрудничества с Россией.

Республику в Кувейте знают по КАМАЗам. Мы договорились осенью провести в этой стране встречу предпринимателей и представителей деловых кругов Татарстана и Кувейта на уровне торгово-промышленных палат для установления более тесных контактов в сфере торгового и экономического сотрудничества.

По договоренности с кувейтским правительством мы подготовим ряд проектов социального характера. Речь идет, в частности, о строительстве дорог и крупных мостовых сооружений в Татарстане при содействии фонда экономического развития Кувейта.

Мы также договорились о сотрудничестве в гуманитарной сфере, обмене студентами, а также отдельными наиболее интересными национальными культурными проектами. Нас порадовало желание кувейтской стороны сотрудничать с Татарстаном. Большой интерес вызвала выставка-презентация промышленного и научного потенциала республики.

Процесс установления деловых контактов с арабскими странами имеет свою особую специфику, что необходимо учитывать. Тем не менее в этом регионе для нашей страны на сегодняшний день есть большие возможности для установления плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества.

- Минтимер Шарипович, в Саудовской Аравии Вы встречались с руководством Организации Исламская Конференция (ОИК). Наша страна имеет статус наблюдателя в этой весьма влиятельной в мусульманском мире структуре. Какие вопросы Вы обсуждали?

- Я встречался там с генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу. У нас состоялись очень конструктивные переговоры по вопросам сотрудничества, так как мы друг друга знаем давно. Мы должны использовать статус Российской Федерации как страны-наблюдателя в ОИК для реализации ряда интересных проектов в сфере культуры и образования, сейчас они находятся в стадии подготовки.

Члены ОИК наслышаны о прошедшем на днях в Москве заседании группы стратегического видения «Россия - исламский мир».

Я проинформировал, что следующее заседание группы пройдет в Татарстане, и представители организации проявили к этому событию большой интерес.

В Саудовской Аравии находится главная мусульманская святыня, и нашей делегации была предоставлена возможность посетить Мекку и совершить малый хадж - умру. Побывать в этой стране и не прикоснуться к древнейшей исламской святыне, я считаю, было бы непростительным.

- Какое впечатление Вы вынесли из этой поездки?

- Арабский мир, несмотря на общность религии, истории и культуры, неоднороден. Он имеет свои устоявшиеся многовековые традиции и свой уклад жизни, а также свое особое мироощущение, этот мир не приемлет давления извне. В этом важном с точки зрения геополитики регионе можно очень многого достичь, если учитывать интересы этих государств и проявлять уважительное на межгосударственном уровне отношение к ним.

Больше всего меня поразил Кувейт. На примере этой страны воочию убеждаешься в том, как может исламское государство, придерживаясь принципов центристской политики и недопущения в какой бы то ни было форме экстремизма, динамично и поступательно развиваться, заняв при этом достойное место в цивилизованном мире.

Это пример не только для всего Ближнего Востока. Кувейт является примером взаимопонимания и установления нормальных отношений с остальной частью мира, с другими культурами и другими цивилизациями.

Руководство этой страны строит свою внешнюю политику на основе мирного сосуществования, не допускает какие-либо крайности.

И в Сирии, и в Саудовской Аравии, и в Кувейте внимательно следят за процессами, происходящими в нашей стране. Позитивный отклик здесь находит политика, проводимая президентом Владимиром Владимировичем Путиным в отношении исламского мира. И тот факт, что Россия стала наблюдателем в ОИК, был здесь воспринят положительно.

В ходе встреч с руководством этих государств мы обсуждали все аспекты развития ислама и исламской культуры в целом, и в том числе в нашей стране. На самом высоком уровне нам было высказано удовлетворение по поводу того, что в России идет процесс возрождения ислама и других традиционных религий.

Не осталась без внимания позиция России по так называемому «карикатурному скандалу», и тот факт, что президент РФ, общественность нашей страны единодушно осудили эти публикации в ряде европейских СМИ, вызвал здесь позитивный отклик.

Многие политики как в Сирии, так и в Кувейте, и в Саудовской Аравии оценивают как достижение то, что сегодня Россия укрепляет свои позиции на международной арене, и приветствуют проводимую президентом нашей страны политику в этом направлении.

- Какое отношение Вы почувствовали к Татарстану в ходе своего визита и многочисленных встреч?

- Очень доброжелательное, и это проявлялось во всем. Ведь в Татарстане проживает немало мусульман, и веками они мирно сосуществуют с представителями других национальностей и религий. Не будет преувеличением, если я скажу, что республика является образцом толерантных межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений. В этом смогли убедиться высокопоставленные сирийские, кувейтские и саудовские политики, которые побывали на праздновании 1000-летия Казани. Сложившийся положительный имидж Татарстана может послужить в каком-то смысле мостом между арабским миром и Российской Федерацией.

Каким бы ни был вектор российской внешней политики, наша страна обречена на сотрудничество с исламским миром в условиях демократического развития во имя взаимопонимания и согласия между людьми разных национальностей и религий.

 

«Интерфакс»,

7 апреля 2006 года

news_right_column_240_400