Придирчиво смотрите на весы!

В прошлый четверг в редакции «Казанских ведомостей» на прямой связи побывал председатель комитета по защите прав потребителей МТВЭС РТ в г. Казани Рустем Асхатович Арсланов. На него обрушился шквал телефонных звонков - несмотря на летнее знойное время, всем хотелось узнать, как правильно обменять некачественный товар, что такое генетически модифицированные продукты и как разобраться в счете-фактуре... Сегодня мы публикуем наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей.

news_top_970_100

ЕСЛИ ДИВАН НЕ ПОДОШЕЛ ВАМ ПО РАЗМЕРАМ...

- Здравствуйте. Это Рустам Сахабиев. В 1998 году я купил импортный телевизор, и вот недавно, в 2004-м, он вышел из строя. В гарантийном талоне указан срок службы - 7 лет. Могу ли я обратиться в магазин с требованием о безвозмездном устранении недостатка?

- Да, конечно. В случае выявления существенного недостатка товара потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостаток обнаружен по истечении 2 лет, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен. Так что пишите заявление на имя руководства данного магазина.

- Это Борис Ваганов. Рустем Асхатович, а правда ли, что в последнее время участились случаи жалоб граждан на некачественные сотовые телефоны?

- Да, это так. Заявлений к нам поступает в последнее время очень много.

- Вот и у меня проблема. Объясните, пожалуйста: в случае проявления каких-либо дефектов производственного характера в сотовом телефоне нужно обращаться только в сервисный центр для ремонта или я как потребитель вправе предъявить иные требования?

- Разумеется, у вас есть выбор. Согласно положениям Закона РФ «О защите прав потребителей» (ст. 18) в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований:

- безвозмездное устранение недостатков (ремонт);

- соразмерное уменьшение покупной цены (скидка);

- замена;

- отказ от договора купли-продажи и возврат денег.

Так что потребитель при наличии первого производственного недостатка вправе сразу предъявить требование о возврате денег, а не сдавать мобильный телефона в ремонт.

- Это Шакирова Фарида. Вы знаете, у нас сложный случай. Дело вот в чем: продавец продал без согласия родителей малолетнему ребенку, не достигшему 14-летнего возраста, дорогостоящий товар - велосипед. Узнав об этом, родители обратились в магазин с просьбой о возврате стоимости за товар, но получили отказ. Мне кажется, администрация магазина не права!

- Конечно не права! При заключении договора купли-продажи с малолетним ребенком согласно ст. 172 Гражданского кодекса РФ такая сделка будет признана ничтожной, поскольку согласия законных представителей (родителей) на заключение такой сделки не было. Поэтому деньги все же магазин должен вернуть.

- Я так и думала! Спасибо!

- Это Иванов Владимир. Мы в магазине купили диван, но он не подошел по габаритам к нашей квартире. Хотели его обменять и получили отказ. Правы ли сотрудники магазина?

- Нет, не правы. Вы можете обменять диван надлежащего качества на аналогичный товар, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке и размеру или комплектации. Вы имеете право на обмен дивана в течение 14 дней, не считая дня его покупки, если он, согласно правилам, «не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломба, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ». Причем отсутствие у потребителя товарного или кассового чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Так что действуйте! Нет ничего хуже, чем неудобная мебель в квартире...

- А если в магазине проигнорируют мои претензии, могу я обратиться в ваш комитет за помощью?

- Конечно! Приходите на улицу Московскую - бывшую Кирова, 70. Пишите заявление, поможем. Или позвоните по телефону 92-05-50.


МОДА НА ГЕНЫ

- Эльза Вахитова вас беспокоит. Поясните пожалуйста, что означает надпись на этикетках некоторых продуктов «Не содержит генетически модифицированного сырья»?

- Генетически модифицированное сырье - это такое сырье, генетическая структура которого изменена. С помощью методов генной инженерии тому или иному растению, как и любому организму, можно придавать желаемые свойства. Например, можно вырастить картофель, который устойчив к колорадскому жуку, помидоры, не подверженные фитофторе, кофе без кофеина, клубнику с уменьшенным содержанием сахара... Согласно постановлению главного санитарного врача Российской Федерации Г.Онищенко производители должны указывать на этикетке информацию о наличии генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ).

- А какие продукты чаще всего могут быть генетически модифицированными?

- Прежде всего генетики обратили внимание на сою, которая обладает белком, максимально приближенным к белку животного происхождения. Но генетически модифицированными могут быть и томаты, кукуруза, картофель, кабачки, дыня...

- Меня зовут Галина. Я по поводу продуктов с генетически модифицированными ингредиентами. Подруга их нахваливает, а я что-то боюсь есть... Стоит ли их опасаться?

- До сего дня ученые не пришли к единому мнению. Одни считают, что никакого вреда от подобных продуктов нет, другие же, наоборот, относятся с опаской к трансгенным продуктам питания. Поэтому есть жесткое требование европейских и российских стандартов указания наличия ГМИ в продуктах. А потребитель сам принимает решение, употреблять или не употреблять такую продукцию. Так же поступайте и вы.


К ПОЕДАНИЮ... ГОДЕН

- Это Лариса Петровна. Помогите разобраться: на одних этикетках продуктов питания можно увидеть информацию о сроке годности продукта, а на других встречается надпись «срок хранения». Существует ли разница в этих понятиях, если да, то в чем?

- Разница есть! К сожалению, не все потребители да и некоторые изготовители об этом знают. Срок годности - это период, по истечении которого продукт не может быть использован по назначению. Продукты с истекшим сроком годности не должны продаваться. Если у вас в холодильнике залежался такой продукт, немедленно его выбросьте. Совсем другое дело «истечение срока хранения» - это не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Например, у хлеба срок хранения 72 часа. Но по истечении данного срока из хлебушка можно сделать гренки!

Кстати, согласно изменениям, которые внесены в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», с 1 января 2005 года изготовитель обязан устанавливать сроки годности на все продукты питания. Так что будьте бдительны.

- Вам звонит Зарипов из Усад. Купив минеральную воду, обратил внимание, что на этикетке написано: «Дата изготовления на обратной стороне крышки». Насколько это допустимо?

- Информация на этикетке должна быть полной, достоверной и наглядной: наименование воды, название и адрес изготовителя, химический состав, минерализация, номер скважины или наименование источника, условия хранения, срок годности и дата разлива, объем бутылки, тип - газированная, негазированная, показания по лечебному применению. На вашем месте в дальнейшем я бы отказался от покупки продукта, информация о дате изготовления которого спрятана под крышкой!

- Это Валиуллина, преподаватель. Я принципиально не покупаю продукты питания, если в составе указаны Е-коды ингредиентов. Обоснованы ли мои опасения?

- Не следует опасаться индексов «Е». За ними скрываются пищевые добавки, разрешенные к применению Минздравсоцразвития России, обозначаемые так для удобства. Например, лимонная кислота в Европейской цифровой системе имеет индекс Е330. Изготовитель вправе указать как полное наименование - кислота лимонная, так и просто индекс Е330. Современные технологии изготовления продуктов питания основываются в большинстве своем на пищевых добавках. Так что вы напрасно ограничиваете свой выбор продуктов питания...

- Я часто покупаю продукты на рынке и очень боюсь обвесов...

- На городских рынках регулярно проходят рейдовые проверки, так что весы там исправные. Кроме того, на каждом рынке есть контрольные весы - если речь идет, конечно, не о стихийных рынках. Но самое главное, о чем хочу сказать - будьте внимательны, когда вам взвешивают продукт. Если будете витать в облаках, смотреть по сторонам, не каждый продавец сможет удержаться от соблазна обвесить вас. С придирчивым видом смотрите на весы - и никто вас не обвесит, уверяю!


ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?

- Здравствуйте, Рустем Асхатович! Моя фамилия Самсонов. У меня проблема: заключил договор на долевое строительство жилья с одной фирмой, но качество выполненных работ меня не устраивает. Что теперь делать? Дом - не утюг, не обменяешь!

- И все-таки выход есть. При обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вам необходимо обратиться к застройщику с письменной претензией в двух экземплярах. Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы имеете право по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы;

- возмещения понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.


ДЕЛА
ЖИЛИЩНЫЕ

- Здравствуйте! Это жильцы с проспекта Ибрагимова звонят. Если поломался прибор учета потребления электроэнергии, кто должен заменять его или производить ремонт?

- Они у вас на лестничной площадке находятся?

- Да!

- Если прибор учета потребления электроэнергии расположен на лестничной площадке, значит, это имущество на балансе ЖКУ. Соответственно, все работы по ремонту и замене осуществляет ЖКУ.

- Здравствуйте, это пенсионерка Латыпова. Что делать, если услуга, обозначенная в счете-фактуре, не оказывается?

- Не платите!

- Мы и не платим, но нам оплату упорно выставляют и долг прописывают...

- Потому что в бухгалтерии вашего ЖКУ нет подтверждения о недопоставке данной услуги. Поэтому, если у вас происходит подобное, надо составить акт со старшим по дому или управдомом о недопоставке услуги. Его передадут в бухгалтерию ЖКУ, и вам перестанут начислять деньги за то, чего нет.

Пожалуйста, будьте внимательны! Это в ваших интересах! - обратился в заключение прямой связи ко всем читателям «Казанских ведомостей» Рустем Арсланов. Чего и мы вам желаем...

Подготовила
Светлана ГОРДЕЕВА

news_right_column_240_400