Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Положения
1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением территориального общественного самоуправления и распространяется на вопросы, связанные учреждением, деятельностью и прекращением осуществления территориального общественного самоуправления.
Статья 2. Территориальное общественное самоуправление
1. В городе Казани деятельность территориального общественного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Европейской Хартией местного самоуправления, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, иными федеральными законами, Законом Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» от 28.07.2004 г. №45-ЗРТ иными законами Республики Татарстан, Уставом муниципального образования города Казани, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Казани.
2. Правом на осуществление территориального общественного самоуправления обладают жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
3. Право гражданина на осуществление территориального общественного самоуправления включает следующие правомочия:
быть инициатором, участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на территории, на которой он проживает;
принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением;
избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления;
право на контроль и получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления.
4. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом.
Статья 3. Принципы осуществления территориального общественного самоуправления в городе Казани.
1. Территориальное общественное самоуправление в городе Казани осуществляется на принципах:
законности,
добровольности,
соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
гласности и учета общественного мнения,
выборности и подконтрольности органов территориального общественного самоуправления,
сочетания интересов населения соответствующей территории с интересами населения всего муниципального образования;
самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных инициатив по решению вопросов местного значения;
конструктивного взаимодействия территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления;
свободы выбора населением форм осуществления территориального общественного самоуправления;
2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи принципы являются основой нормативной правовой деятельности органов местного самоуправления и практической деятельности территориального общественного самоуправления.
Статья 4. Цели, задачи и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления
1. Целями территориального общественного самоуправления являются:
- вовлечение граждан в решение вопросов местного значения непосредственно по месту жительства;
- повышение качества среды обитания человека непосредственно по месту жительства;
- формирования у жителей города ответственного отношения к находящемуся в их пользовании муниципальному имуществу и объектам жилищно-коммунального хозяйства.
2. К задачам территориального общественного самоуправления его Уставом могут быть отнесены:
организация общественных работ для реализации собственных инициатив населения по решению вопросов местного значения;
организация обсуждения вопросов, отнесенных Уставом к компетенции территориального общественного самоуправления;
получение и распространение информации, необходимой для деятельности территориального общественного самоуправления;
взаимодействие с органами местного самоуправления города Казани и органами государственной власти Республики Татарстан;
разработка и внесение предложений по совершенствованию работы муниципальных служб на территории территориального общественного самоуправления;
выявление мнения жителей, в том числе проведение опросов и анкетирования;
осуществление контроля за состоянием территории территориального общественного самоуправления;
содействие гражданам в решении вопросов жилищно-бытового характера.
3. Деятельность территориального общественного самоуправления должна быть направлена на решение проблем граждан, которые могут быть решены силами территориального общественного самоуправления самостоятельно и непосредственно связаны с вопросами местного значения. К основным направлениям такой деятельности может быть отнесено:
1) благоустройство территории территориального общественного самоуправления, включая вопросы утилизации и переработки бытовых отходов, озеленение, освещение дворовых территорий и улиц, ремонт и оборудование дворового инвентаря и т.п.;
2) содействие в повышении качества досуга жителей, включая устройство мест отдыха, игровых и спортивных площадок, организацию бесплатных лекций, обмена книгами, фильмами и др., организацию и проведение культурных, спортивных и иных досуговых мероприятий, в том числе для детей и молодежи и т.п.
3) участие в мероприятиях по повышению безопасности жизни граждан в границах территории территориального общественного самоуправления, включая добровольные дежурства по охране общественного порядка, информирование правоохранительных органов о совершении гражданами противоправных действий, помощь в тушении пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий, поддержание в надлежащем состоянии противопожарных стендов и т.п.
4) оказание содействия жителям, относящимся к социально незащищенным категориям граждан (престарелым, инвалидам, малообеспеченным, одиноким, а также многодетным семьям) и иным жителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, включая выявление нуждающихся в помощи, оказание посильной помощи, организацию акций милосердия и благотворительности, содействие организациям и гражданам в проведении таких акций, информирование органов социальной защиты о наличии проблем в этой сфере, не подлежащих решению силами территориального общественного самоуправления.
4. Перечисление в частях 1 - 3 настоящей статьи целей, задач и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления не является исчерпывающим или исключительным и не ограничивает права граждан на корректировку их объема и содержания при разработке Устава территориального общественного самоуправления.
Глава 2. Учреждение, регистрация Устава и прекращение осуществления территориального общественного самоуправления
Статья 5. Порядок учреждения территориального общественного самоуправления
1. В целях учреждения территориального общественного самоуправления, образуется инициативная группа граждан, численностью не менее 10 человек.
2. Инициативная группа:
1) направляет в адрес Главы муниципального образования и в адрес администрации соответствующего района уведомление о намерении учредить территориальное общественное самоуправление, в котором должны содержаться:
предложения об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, включая описание границ данной территории;
запрос на предоставление сведений о численности проживающих на указанной территории граждан;
сведения о членах инициативной группы (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, документ, подтверждающий факт проживания на соответствующей территории);
2) осуществляет разработку проекта Устава территориального общественного самоуправления и организует созыв собрания граждан, проживающих на территории, в границах которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления;
3) после установления Казанской городской Думой границ территориального общественного самоуправления, созывает собрание (конференцию) граждан, на рассмотрение которого выносит вопросы об учреждении на соответствующей территории города Казани территориального общественного самоуправления, принятии Устава территориального общественного самоуправления и определении представителя (представителей), уполномоченного (уполномоченных) представлять территориальное общественное самоуправление при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией Устава территориального общественного самоуправления.
3. После уведомления инициативная группа вправе на любом из этапов работы обратиться в Городскую Думу и администрацию соответствующего района за организационной, методической и консультативной помощью в разработке Устава, подготовке и проведении собрания (конференции) граждан.
4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации Устава территориального общественного самоуправления Главой муниципального образования.
Статья 6. Территории и границы территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления в пределах следующих территорий проживания граждан:
подъезд многоквартирного жилого дома;
многоквартирный жилой дом;
группа жилых домов;
жилой микрорайон;
населенный пункт, не являющийся поселением;
иные территории проживания граждан.
2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории.
3. В границах одной территории не могут действовать два и более органа территориального общественного самоуправления, имеющие полностью или частично дублирующуюся компетенцию.
4. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должны быть неразрывными.
5. Расширение границ территориального общественного самоуправления, разделение, объединение границ двух и более территориальных общественных самоуправлений, иные преобразования производится путем учреждения нового территориального общественного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Главой, после прекращения деятельности ранее учрежденных в соответствующих границах территориальных общественных самоуправлений.
6. Казанская городская Дума обязана установить границы территории территориального общественного самоуправления, либо представить иной обоснованный вариант территории не позднее, чем через 2 месяца со дня поступления уведомления в Городскую Думу. Вынесение данного вопроса на сессию осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Казанской городской Думы.
7. В случае установления границ Казанской городской Думой инициативная группа вправе начать процедуру созыва учредительного собрания (конференции).
8. Члену инициативной группы выдается документ, подтверждающий его право на осуществление действий по организации территориального общественного самоуправления по форме, утвержденной Главой муниципального образования.