Приют «Дуслык»: дом, где отогреваются детские сердца

Казенное учреждение и счастливое детство - знак равенства между ними ставить невозможно. И все же в казанском детском приюте «Дуслык» стараются стереть эту грань. Детям, попавшим в беду, дают возможность если не почувствовать себя как дома, то хотя бы отогреться, наесться, успокоиться. И обрести защиту.

news_top_970_100

«Дети приходят к нам как Маугли»

Детский приют «Дуслык» располагается в здании бывшего детского сада. Виден свежий ремонт. Внутри тепло, светло, уютно. Но то, что это казенное учреждение, куда детей привозят спасать от проблем со взрослыми, понимаешь сразу же при входе.

У двери на скамеечке отстраненно сидит женщина в верхней одежде. Девочка лет 7 спрашивает у нее, когда приедет мама, а та отводит в сторону глаза и отвечает что-то невнятное. Обе радуются, когда в конце коридора появляется директор Резеда Мифтахова: женщина тому, что можно не отвечать девочке, а малышка бежит навстречу, чтобы просто обняться.

- Иди, моя хорошая, на занятия, мама обязательно приедет, как только сможет, - обнимает девчушку Резеда Наилевна.
Вслед за ней и мы идем на занятия творчеством младшей школьной группы. Девочки лет 7 - 8 с помощью педагога-воспитателя старательно делают подарки Деду Морозу в честь его дня рождения. Среди остальных выделяется белокурая малышка.

- Это Маша (здесь и далее имена детей изменены. - Авт.), - не привлекая внимания детей, рассказывает нам Резеда Наилевна. - В приют девочку привезли из опекунской семьи. Приемная мама заявила, что ребенок неуправляемый, психически неуравновешенный, страдает недержанием мочи. Каждого вновь прибывшего ребенка обследуют наши специалисты: терапевт, психиатр, социальный педагог и другие. После комплексного обследования выносится точное заключение специалистов о состоянии ребенка. Так вот, у Маши не нашли никаких психических заболеваний. Буквально в течение месяца ребенок успокоился, расцвел, стал чаще улыбаться, общаться и очень любит ласкаться к воспитателям. Социализации ребенка без любви и вкладывания своей души в это дело не получится.

Идем дальше по коридорам приюта. Детские спальни старших детей, просторная столовая, кухня (находящихся в круглосуточном отделении кормят пять раз в день, в дневном - два раза), медицинский кабинет с изолятором.

- Некоторые дети приходят к нам как Маугли - воды боятся, что такое постельное белье, не знают, первое время шарахаются от еды в столовой, - говорит Резеда Наилевна. - Есть у нас Петя, Ваня и Лена - все из одной семьи. Они жили в садовом обществе. Детства не знали, ни дня не ходили в детский сад, вместо игрушек - бытовые отходы: пластиковые бутылки, стаканчики. Нормальной еды - супа, каши, котлеток - ни разу не ели. Сейчас это обычные дети, любознательные, веселые, любят играть. То, что мы их не разлучили, имеет большое значение: дети не так остро чувствуют оторванность от дома, родителей.

По словам Резеды Наилевны, семейная связь очень важна для детей. От них не скрывают, кто их мама, папа, где они находятся и почему так вышло. Даже если мама страдает алкоголизмом, она лишена родительских прав, у ребенка стараются сохранить теплое отношение к ней.

Тем временем спускаемся в еще один кабинет, где дети мастерят кукол. Они живо реагируют на появление журналистов, с удовольствием показывают свои работы. И только одна девчушка опускает глаза, не участвует в общем веселье. Но стоило ласково обратиться к ней, попросить показать рисунок, как улыбка вспыхнула на лице ребенка.

- Сложная история, - выйдя в коридор, объяснила Резеда Наилевна. - Два дня назад умерла ее мама, но мы не сообщили ребенку об этом. Сейчас сестра покойной оформляет на себя опекунство. Душа болит, как сложится дальше жизнь Лидочки, если тете разрешат стать опекуном, ведь она не отличается высокими моральными качествами.

Что касается передачи детей в опекунские семьи, у Резеды Наилевны своя выработанная система. Приют взаимодействует с Центром содействия опекунским семьям, не разлучают родных братьев и сестер, а еще директор устраивает личный экзамен потенциальным приемным родителям. И если они вызывают хоть какое-то сомнение, то получат отказ.

- Наши дети за свои небольшие жизни и так хлебнули горя, хочется сделать все, чтобы черная полоса у них завершилась, - говорит Резеда Наилевна.

В приюте действуют круглосуточное и дневное отделения. В первое дети попадают по решению суда, когда их забирают из семьи, где очень плохие условия для жизни, когда родителей лишают прав, а опекунов еще не назначили. Туда же возвращают и детей из опекунских семей. 

- К сожалению, таких немало, - невесело констатирует Резеда Наилевна. - Берут детей, а потом возвращают. Некоторые дети до прихода к нам побывали в двух-трех приемных семьях. Страшно представить, что творилось у них в душе в то время. 

В круглосуточном отделении на данный момент находятся 30 детей от 3 до 18 лет. В этом отделении ребенок может жить от суток до полутора лет. В отдельных случаях время проживания увеличивается. Все, кто попал в центр, обследуются врачами, при необходимости восстанавливают документы. 

В приют за помощью могут обратиться родители и дети из относительно благополучных семей, а также мамы-одиночки, работающие ежедневно по 12 и более часов.

- Есть у нас дети, которые сами попросились пожить в приюте, пока родители разберутся между собой, - рассказывает директор. - Или мамы, устав от выкрутасов подросткового бунта, привозят детей к нам. Месяц-два подростки живут у нас, родители успокаиваются, отношения налаживаются, и ребенок возвращается в семью. В случае с мамами-одиночками все проще, но не менее актуально. В школах группы продленного дня только до 4-го класса и до 17.00. Чтобы дети одиноких мам не слонялись по улицам без присмотра, мы принимаем их к себе в дневное отделение. Они здесь готовят уроки, занимаются творчеством, обедают и ужинают.

Что касается школьных занятий, дети из круглосуточного отделения в обычные школы не ходят. Они занимаются в приюте.

- Получение разрешения на образовательную деятельность считаю одним из важнейших достижений приюта, - говорит Резеда Наилевна. - Учителя проводят уроки непосредственно в нашем здании, знания даются индивидуально каждому ребенку. Очень быстро из двоечников и троечников они превращаются в твердых ударников и отличников. Главное - заражаются жаждой знаний, читают книги, тем более у нас есть своя библиотека.

Попрощаться с нами детвора собирается в фойе. Решают сделать фото на память. Веселый гвалт, шуточная толкотня, рассаживание... И вот в объектив смотрят 20 пар детских глаз - одна большая дружная семья! Верим и надеемся, что у каждого из них будет своя настоящая семья. 

news_right_column_240_400