В одном из последних рейдов ревизоров и контролеров службы сбора выручки и контроля на линии МУП «Казгорэлектротранс»участвовали и наши корреспонденты.
Час пик. В переполненной девятке звучит бойкий голос трамвайного кондуктора:
- Граждане, оплачиваем свой проезд! Удостоверения, проездные показываем в развернутом виде! Молодые люди, а у вас что?
- Проездные! - невозмутимо отвечает компания парней.
- Предъявляем!
- Мы дома забыли, честное слово! - улыбаясь, говорит один из них.
- Или оплачивайте проезд, или выходите! - теряет терпение кондуктор.
Дальше завязывается обычный спор, в ходе которого кондуктор то угрозами, то уговорами пытается заставить парней оплатить проезд, но те только ухмыляются в ответ. И тут входят контролеры. Увидев их, парни живенько покупают билеты.
- С такой картиной мы сталкиваемся ежедневно. Не платить за проезд в трамваях и троллейбусах (чего нельзя сказать о маршрутках) стало модным, - комментирует ситуацию ревизор Владимир Христофоров. - Иногда, правда, у людей действительно не бывает денег, но чаще нам все-таки попадаются те, кто не платит из принципа. Мы уже привыкли к фразам типа: «Вот еще, не буду я платить за «черепаху» на колесах!» Спрашивается, зачем тогда в эту «черепаху» сел?..
Если говорить об эффективности борьбы с зайцами, то за свой короткий стаж работы контролерами мы пришли к выводу, что заставить человека купить билет или оплатить штраф силой невозможно. Единственное, что пока еще действует на пассажиров, - это убеждение.
К аналогичному заключению пришла и кондуктор Татьяна Уланова. У нее уже давно выработались собственные приемы, позволяющие добиться оплаты проезда. К молодым людям, например, она обращается с таким серьезным вопросом: «Представьте на моем месте свою мать. Вам будет приятно, если с ней поступят так же?» К пассажирам постарше иной подход: «Такой солидный мужчина - и не в состоянии найти пять рублей?!»
- Последняя фраза обычно срабатывает безотказно, - улыбается кондуктор. - Ведь практически у всех мужчин больное самолюбие...
Кондукторы и контролеры сегодня все чаще сталкиваются с еще одной проблемой:
- В городе «гуляют» тысячи поддельных проездных билетов и удостоверений. Каждый день мы конфискуем до десяти самопальных документов, - рассказывает контролер с десятилетним стажем Нафеля Зайниева. - В Казани процветает целая индустрия, штампующая липу. Ею торгуют на рынках и даже... разносят по организациям. Например, к моей сестре на работу недавно пришел молодой человек и спокойно предложил приобрести у него поддельные удостоверения... пенсионера. И при этом очень убедительно доказывал, что владельцу липового удостоверения ничего не грозит. Самое интересное, что многие в это верят и искренне удивляются, когда узнают от контролеров, что, помимо штрафа, могут быть привлечены за такие штучки даже к уголовной ответственности...
Во время рейда нашей группе удалось конфисковать четыре липы. Из бесед с их владельцами стало ясно, что большинство людей покупают подделки из убеждения, что лучше один раз отдать три сотни и всю жизнь ездить бесплатно, чем каждый день платить по пять рублей. Какое же они испытывают разочарование, когда через несколько дней у них отбирают этот документ. Нам рассказали, будто у одного из казанских «зайцев» даже изъяли удостоверение, подписанное героем «12 стульев» - незабвенным Остапом Ибрагимовичем.
...Три часа, проведенных в компании контролеров, которые, на наш взгляд, являются истинными патриотами города и своего предприятия, показали, что рейды - не такая уж плохая штука, по крайней мере для электротранспортников. Худо-бедно, но в тот день контролеры оштрафовали при нас несколько явных безбилетников, а еще десятка три-четыре потенциальных зайцев приобрели билеты, не дожидаясь встречи с ревизорами.
Но решат ли эти рейды и проверки на дорогах финансовые проблемы заведомо убыточного городского транспорта? Думается, вряд ли. Так, может быть, стоит всерьез подумать о том, чтобы... вообще отменить плату за проезд? Тем более что сегодня ее вносят в казну всего 20 - 30 процентов пассажиров, пользующихся городским транспортом. Так почему бы не заменить ее единым городским транспортным налогом, как это уже делалось в некоторых городах России?
Вопрос этот, конечно, непростой Тут надо многое просчитать и взвесить, чтобы не ошибиться и ненароком не обидеть какую-то группу населения. Но вот уж кому точно не будет обидно, так это зайцам и тем, кто прикрывает сегодня свою совесть липовыми документами.
Элеонора ХАМИДУЛЛИНА, Владимир МУЗЫЧЕНКО.