На первый взгляд, все выглядит действительно хорошо: аптечный склад ГУП «Таттехмедфарм» забит лекарствами. На 1 февраля этого года сюда от ООО «Биотэк» поступило медикаментов на 133,6 млн. рублей, при том что среднемесячная потребность вдвое меньше - на 60 млн. рублей!
Так в чем же проблема? В том, что ассортимент заявок выполняется всего на 75%. То есть одних наименований лекарств - бери не хочу, а других просто нет. И месяц нет, и два, и три... Эти-то недопоставленные 25% и являются причиной чьих-то слез, сердечных приступов, скандалов и уверений в том, что программа льготного лекарственного обеспечения не работает.
В большинстве случаев нехватка или исчезновение отдельных лекарственных средств вызваны объективными причинами - отсутствие сырья, приостановка производства, перерегистрация препарата, задержки на таможне... Многие производители лекарственных средств отказались участвовать в федеральной программе по льготному обеспечению, и им пришлось искать замену, что также вызвало исчезновение некоторых препаратов с фармацевтического рынка.
Так или иначе, получается, что программа по льготному обеспечению есть, а лекарств нет. И все. Тупик? Власти, конечно, пытаются влиять на ситуацию. Во-первых, в этом году в перечень лекарственных средств, отпускаемых федеральным льготникам, включены наиболее востребованные препараты тех производителей, которые могут обеспечить бесперебойные поставки своей продукции.
Во-вторых, ГУП «Таттехмедфарм» подготовило регламент взаимодействия с федеральным поставщиком ООО «Биотэк», позволяющий обеспечить льготников децентрализованно и тем самым подстраховаться от недопоставок лекарственных средств со стороны «Биотэка». Это значит, что при недопоставке каких-либо препаратов ГУП «Таттехмедфарм» сможет закупать их на свои средства, которые «Биотэк» потом будет возмещать. Это улучшит лекарственное снабжение, но только не в отношении тех препаратов, которые отсутствуют на рынке по причине приостановки производства или отсутствия сырья. Да и сам проект регламента ГУП «Таттехмедфарм» еще не получил одобрения от федеральных властей.
Впрочем, что же делать Мунире апа, которая попала в число тех, чьи лекарства отсутствуют как раз по причине остановки производства? «Мне умирать?» - который день звоня в редакцию, спрашивает она. Ей нет дела до всех этих передряг, ведь больному сердцу не объяснишь, что надо потерпеть два-три месяца, а там лекарство, может быть, и появится. Ответа на этот вопрос нет.
Светлана ГОРДЕЕВА